Анастасия Козырева представит Россию на чемпионате Европы и Кубках мира по гребному слалому. Вместе с партнером по команде она укротила бурную воду на Кубке России и отобрались в национальную сборную. Для Анастасии этот дебют среди взрослых станет шансом отобраться на чемпионат мира, а затем и на Олимпиаду. Наша съемочная группа узнала, чего боится девушка в реке, как ремонтирует свою байдарку, и о чем думает, когда оказывается вниз головой в воде.
— Внимание! Хоп!
Последнюю тренировку перед поездкой на Чемпионат Европы Анастасия Козырева проводит на Базаихе. Пока вода высокая, река для слаломистов очень удобная. Всё, как они любят — мощная струя и достаточно суводей. Это места, где течения нет, или же оно оборачивается вспять и помогает спортсмену обойти вешки.
В среднем, на дистанции нужно пройти больше 20 вешек. Зеленые обходят по течению, красные — против, и касаться их строго запрещено. При этом спортсмену нужно следить за трассой, или, как они говорят, читать воду. Например, замечать бочки — водовороты возле камней, которые могут затянуть вглубь. У Анастасии так было несколько раз.
«Была змейка, ворота друг за другом стоят. И я перевернулась. На видео это очень быстро, раз и встал. Но у меня было столько мыслей! Как встать, что делать, вся жизнь перед глазами провернулась», — рассказывает член сборной России по гребному слалому Анастасия Козырева.
Теперь попасть в бочку — это ее главный страх. Хотя перевороты они отрабатывают специально. И даже головой в воде, когда каска скребет по камням, спортсмен должен думать лишь о том, как не потерять время.
— Нахожусь вниз головой, делаю рывок, такое движение веслом, ногами... и встаю.
Если в Европе готовятся на искусственных каналах, то наши спортсмены выступают на естественных реках. Красноярцы предпочитают Качу, Кан и верховья Маны. Тренируются от ледохода до ледостава, в любую погоду, кроме грозы.
— Здесь правильно делать крен... Поток надавит и перевернет.
За подопечной с берега следит её тренер, она же мама Татьяна Козырева. Говорит, Настя занялась гребным слаломом, насмотревшись на нее. С 5 лет ездила с мамой и ее командой на сборы, сидела в лодке и плакала после первых соревнований. А теперь они готовятся к мировым стартам. О том, насколько это тяжело, видно по лицу.
«Спортсмены если увидят фотографии после соревнований, они всегда ржут. Потому что у них всегда лица такие, или такие!», — рассказывает мама и тренер Анастасии Татьяна Козырева.
В Праге Анастасия будет выступать на таком же каноэ. Оно ждет ее уже в Праге. Всего у нее четыре лодки, их заказывают в Чехии, Словакии, Белоруссии, а вот отечественного производителя слаломисты не очень любят. Каждая лодка обходится не дешевле 80 тысяч рублей, поэтому спортсмены до последнего стараются держать их на плаву.
— Сами сломали, сами ремонтируют!
Чтобы байдарка оставалась герметичной, приходится её смолить и проклеивать. А однажды Анастасия вообще чуть не пробила корпус насквозь.
«Самый страшный раз. В том году я покинула лодку, она осталась в воде, ее не могла струя дальше выбить по течение. Ее поймали, и там были вмятины», — говорит девушка.
Но еще чаще у лодок страдают носы. Заводское крепление не выдерживает суровых русских рек, поэтому их сразу укрепляют холодной сваркой. При этом длина не должна измениться ни на миллиметр — иначе дисквалификация. Спортсмена могут оштрафовать за недостаточный вес лодки или даже толщину спасжилета. Но со всеми этими требованиями, конечно, можно смириться, когда на кону — Олимпиада.
