Реагент — это вещество, которым покрывают дорогу, чтобы сделать ее менее скользкой: сделать поверхность шероховатой, заставить лед таять или и то и другое. «Бионорд» — комбинированный реагент: в него входят и химические соли, и твердые добавки вроде мраморной крошки. Принцип такой: вещество перемешивается со снегом, не дает ему смерзнуться и стать скользким, а соли понижают точку плавления снега, и он тает при температуре ниже нуля.
Раньше мэрия посыпала дороги песчано-соляной смесью. Так должно было быть и этой зимой: пресс-секретарь департамента горхозяйства Светлана Трушкова в октябре сообщила порталу НГС, что «химию» будут использовать только при очень сильном обледенении.
Но в конце года все поменялось. В декабре новый вице-мэр Владислав Логинов объявил — мэрия выбрала и закупила 500 тонн «Бионорда» за 50 млн руб. (чиновник сразу же предложил докупить еще). Тогда же назвали причину отказа от старой смеси: песок и соль забивали «ливневки», в сухую погоду превращались в пыль и стирали дорожную разметку. Реагент к тому же можно применять при температурах до -30.
В горхозе уже тестировали «Бионорд» в 2013 году, подтвердила Светлана Трушкова: закупили немного смеси и для эксперимента обработали несколько тротуаров. Результаты устроили администрацию, но переходить на реагенты почему-то отказались.
Опасен ли новый реагент
Мэрия заявляет: «Бионорд» нетоксичен и опасен не больше чем опилки и бумажные отходы: «не пострадают ни лапы домашних животных, ни обувь горожан». Рассказывают — даже трава на газонах, куда попал снег с реагентом, растет гуще и интенсивней.
В пресс-службе «Спецавтотранспортного предприятия», которое посыпает дороги смесью, «7 каналу» пояснили: «Бионорд» тестировали в химической лаборатории «Управления дорог и благоустройства» (итоги проверки назовут позже), а производитель передал заключения от Росприроднадзора и НИИ кожевенно-обувной промышенности.
Смесь разработал и производит Уральский завод противогололедных материалов в Пермском крае. В состав входят хлористый кальций, пищевая соль и твердые добавки (мраморная крошка), которые смешивают, дробят и прессуют в гранулы. Точный рецепт реагента на заводе не раскрывают.
На предприятии в Краснокамске заверяют — это обычная соль, безопасная настолько, что ее можно держать без перчаток и даже есть: «Наш сотрудник на презентации это делал перед журналистами без каких-то последствий для здоровья», — рассказал корреспонденту «59.ру» пресс-секретарь завода Александр Сенинец.
Большинство жалоб на «Бионорд» на заводе связывают с неправильной технологией уборки — дорожники сыпят реагент по принципу «рассыпал и забыл», кладут слишком много, чтобы полностью растопить снег. Правильно нужно так:
«Сначала техника удаляет рыхлый снег, потом рассыпают „Бионорд“, выдерживают паузу в 20–40 минут, а затем грейдером собирают снежную кашу. На один квадратный метр нужно около 100 г реагента, если температура на улице около -30°С. При -5°С нужно всего 20–30 г. Если на дороге в -20°С видно лужи, значит, подрядчик использовал слишком много реагента, и тот полностью растопил наледь».
Но обувь, кожу и металл реагент портит точно так же, как и другие — из-за соли в составе. «Наша задача — свести это влияние к минимуму, насколько возможно. По сравнению с технической солью „Бионорд“ оказывает меньшее влияние на обувь», — говорит технолог УЗПМ Дмитрий Лимонов. Разработать идеальный состав реагента можно, но технолог заявляет: он не будет по карману ни одному городу.
Жалобы на ожоги у животных тоже не беспочвенны: если дорожники пересыпали реагентов, на дорогах получается ледяная вода на морозе — в ней собака может обморозить лапы. Такой же термический ожог можно получить, гуляя по холодной плитке, заверяют в российской Ассоциации зимнего содержания дорог, и реагент здесь не виноват. Владельцам собак рекомендуют обувать питомцев и не давать им лизать лапы после прогулки (животное может «подцепить» и другие дорожные загрязнения).
Как убирают у нас?
Сейчас «Бионордом» посыпают «гостевые» трассы, то есть улицы на въезде в город: Красраб, ул. Свердловскую, Высотную, Копылова и другие. В центре реагент не нужен: там улицы интенсивно прометают. 500 тонн химвещества в мэрии закупили на весь год. Должно хватить от января до марта-апреля и на ноябрь–декабрь, но в САТП не исключают: придется докупать.
Грязь после реагентов образовывается, когда снег смешивается с городскими загрязнителями — то есть в любом «не стерильно чистом городе», говорят на предприятии. Но с 1 января, когда начали использовать реагент, еще никто не жаловался на грязь.
Жаловаться на грязь и другие проблемы с реагентом можно в службу «005» — жалобу примут и передадут в нужное дорожное предприятие.
А как у других?
На опыт крупных городов ссылался и вице-мэр Владислав Логинов, и САТП. Тоже приведем несколько примеров.
В Екатеринбурге «Бионорд» используется с 2008 года, сообщает портал E1. Горожане и общественники заявляют, что грязь на улицах появляется именно из-за добавки. После громкого высказывания местного активиста чиновники мэрии показательно проверили реагент в лаборатории и показали, что это просто соль. После мэр города Евгений Ройзман заявил: главная проблема со смесью именно в том, что дорожники забывают убирать после нее снег.
В Санкт-Петербурге использовали и «Бионорд», и соль с песком, пишет The Village. Энергетики заявляли, из-за реагентов были крупные аварии, отрубавшие свет в нескольких районах: в теплую погоду химические облака якобы оседали на изоляторах ЛЭП и вызывали отключения.
В 2015-м от реагентов отказались вовсе — только соль и песок. Число ДТП упало, а жители радовались чистым, но скользким улицам. Опыт хотели перенять Москва и Рига, отмечает «Газета.ру». Правда, весной в северной столице начинаются песчаные бури, рассказывает «Фонтанка», а по опросу активистов «Петербургский гражданин» уборкой снега в городе недовольны 70%.
В Москве песчано-солевую смесь перестали использовать еще в 90-х, пишет «Большой город». Столица перешла на техническую соль в чистом виде — в итоге гибли растения и разъедались троллейбусные провода. Затем экспериментировали с другими реагентами — прежде всего вариантом хлористого кальция: они создавали пленку на дороге и в разы увеличивали тормозной путь. При мэре Собянине ввели новые реагенты на основе хлористого кальция и мелкий гранитный щебень — но коммунальщики часто пересыпают их выше нормы.
Горожане оставляют массу жалоб на уборку с реагентами на порталах мэрии, но чиновники следят только за обращениями в Роспотребнадзор и другие организации — и их единицы, рассказывают активисты «МосЭко», побывавшие на разборе проекта в Мосгордуме.
И оригинальные примеры из других снежных стран: в Швеции смешивают мелкий песок с горячей водой и разбрызгивают на улицах (он на несколько дней вплавляется в снег), в Финляндии используют мелкую гранитную крошку (а затем собирают специальными «пылесосами» и рассыпают следующей зимой), а в Норвегии прокладывают коммуникации прямо под тротуарами и магистралями.