В пятницу вечером в Москве задержали корреспондента издания «Медуза» Ивана Голунова. Полицейские якобы поймали его при попытке продать мефедрон. С собой у Голунова нашли наркотики, а МВД отчиталось о целой нарколаборатории в квартире журналиста. Однако за несколько дней дело затрещало по швам, а полицейских поймали на лжи.
Иван Голунов — корреспондент отдела расследований. На его счету изобличение коррупционных схем с участием влиятельных бизнесменов и чиновников. Руководство «Медузы» утверждает: задержание журналиста связано с его профессиональной деятельностью — по словам коллег, в последние месяцы ему неоднократно поступали угрозы. Сам Иван связал арест с последним громким расследованием — изобличением связей рынка похоронных услуг и правоохранительных органов Москвы, над которым он работал несколько месяцев.Почти сразу после написания материала Иван Голунов был выпущен на свободу. Об этом сообщил глава МВД Владимир Колокольцев. Его участие в преступлении не удалось доказать.
Как это было:
Сразу после задержания полиция отчиталась о наркотиках, найденных в кармане журналиста — чуть больше 5 граммов, ровно столько, чтобы хватило на «крупный размер» по уголовной классификации. Московское управление МВД опубликовало фотографии «из дома» Голунова — на кадрах изображена настоящая нарколаборатория.
Вот только фотографии позже пришлось со скандалом удалить — журналисты опознали на них совершенно другое место, связанное с задержанием банды наркоторговцев в Подмосковье. МВД настаивало, что фотографии сделаны в квартире журналиста, и пообещали «опубликовать видео». Однако затем фото исчезли из материала. Почему они оказались в деле Голунова, в полиции не объяснили.
Журналист пожаловался на избиение при задержании и сразу после него. Из отделения полиции его с подозрением на переломы увезли в больницу. Сначала полицейские не хотели выпускать задержанного, но всё же позволили вывезти Голунова — с сопровождением. В медучреждении полицейские побеседовали с врачами, после чего травмы у журналиста не подтвердились. По словам самого Голунова, медики зафиксировали ушиб спины, но не стали фиксировать ушиб грудной клетки и удар по виску.
— У Ивана Голунова не нашли серьезных травм и переломов, говорит главврач больницы № 71 Александр Мясников. Только не забывайте, что врачи скорой помощи, которые потребовали отвезти Голунова в больницу, говорили совершенно другое, полиция провела с врачами четыре часа за закрытыми дверями, адвокатов никуда не пустили, репутация у 71-й больницы — не очень хорошая. По заявлениям многих понимающих людей, сотрудничают с силовиками, — рассказал главный редактор «Медузы» Иван Колпаков.
Пока Голунова возвращали в отделение, полиция продолжала путаться в показаниях. Пакеты с наркотиками, которые нашли при себе у журналиста и в его доме, меняли расположение и количество. Следователи также не сделали обязательные в таком случае процедуры: не произвели смывы и срезы ногтей на обнаружение наркотических веществ.
Меру пресечения журналисту избрали моментально — на следующий же день суд отправил Голунова под домашний арест на два месяца. Адвокатам дали ознакомиться с делом едва ли на половину, одного из них вовсе не допустили до защиты — суд «потерял» его документы.
Уже после суда началось серьезное расследование со всеми необходимыми анализами. Ни на руках, ни на вещах Голунова следов наркотиков не нашли. Его отпечатков пальцев на пакетах с наркотиками также не оказалось. Не нашлось наркотиков ни в одном анализе. Сейчас расследование продолжается.
Реакция:
Сразу после задержания в поддержку Голунова выступил независимый Профсоюз журналистов. Там сообщили, что считают задержание чистой провокацией, и призвали выходить на пикеты.
— Мы считаем, что против Ивана Голунова была совершена грубая и нелепая провокация. Какими бы ни были мотивы сотрудников полиции — оказать давление на журналиста или повысить статистику по наркотическим статьям, если они не знали, кого задерживали, — мы требуем немедленного освобождения Ивана.
Мэр Москвы Сергей Собянин попросил начальника городского управления МВД взять расследование на личный контроль. Пообещали разобраться с делом в Генпрокуратуре — и запросили данные на всех понятых и закупщиков, которые работали по Западному округу Москвы: сотрудниками этого отдела и был задержан Голунов.
Общественная поддержка быстро набрала обороты: в защиту Голунова выступили общественные деятели, известные журналисты, телеведущие. Десятки людей в разных городах России вышли на одиночные пикеты к зданиям МВД, а за Голунова вступились в эфирах федеральных телеканалов. Ивана потребовала освободить европейская федерация журналистов. На пикет вышли красноярские представители СМИ:
— Арест Ивана Голунова — это плевок в лицо всех журналистов России. Я не желаю, чтобы мне плевали в лицо. Для того, чтобы понять истинные причины задержания Ивана Голунова, вам стоит всего-навсего прочитать несколько его статей. Ивана жизненно важно освободить, не только для него самого, его близких, друзей и коллег. Его жизненно важно освободить для всего общества и всей страны, и всех нас. Потому что, если храбрость и дальше будет караться, а подлость — поощряться, то будущего нет ни у кого из нас, вне зависимости от взглядов и убеждений, — рассказали участники красноярского пикета.
В поддержку Ивана Голунова выступили бизнесмен Михаил Ходорковский, телеведущая Ксения Собчак, Владимир Познер, Борис Гребенщиков. Несколько изданий вслед за «Медузой» опубликовали редакционные заявления в поддержку Голунова. Константин Хабенский во время церемонии открытия «Кинотавра» также поддержал журналиста.
— Сейчас пытаются закрыть одного неудобного журналиста, который говорил правду. И если это получится, друзья мои, то завтра и этот замечательный фестиваль может стать неудобным. Поэтому я думаю, что нам нужно быть вместе.
В понедельник газеты «Ведомости», «РБК» и «Коммерсантъ» вышли с одинаковой первой полосой — «Я/МЫ ИВАН ГОЛУНОВ». Тираж газет раскупили в считанные часы. Лозунг подхватили интернет-издания, которые также поддержали журналиста — например, Lenta.ru, The Bell.
Заключение:
После задержания журналиста гендиректор «Медузы» Галина Тимченко отметила: если журналистское сообщество не скажет «стоп» сейчас, дальше придут за каждым. Сейчас у общественности почти не осталось сомнений в «заказном» характере дела Голунова — слишком очевидна фальсификация.
Возможно, «заказчики» не ожидали такого общественного резонанса, но теперь Голунов обладает почти непробиваемой броней — после того, как к расследованию в его пользу подключились вышестоящие органы, с полицейских, задержавших журналиста, спросят за каждую ссадину.
На месте Голунова может оказаться каждый — не зря в десятках СМИ сейчас красуется лозунг «Я/Мы Иван Голунов». И защититься от «оборотней в погонах» можно только так — общественным давлением, возмущением многих, публичным требованием соблюдения наших прав и свобод.
Осталось дождаться настоящего, справедливого суда и закономерного решения — а это возможно, только если про Голунова не забудут и заставят довести дело до конца.
UPD - После написания статьи глава МВД Виктор Колокольцев заявил, что вина Голунова не доказана. Журналист был отпущен на свободу.
Фото: meduza.io, ГУ МВД по Москве, адвокат Дмитрий Джулай, AdIndex