И возвращаемся к масштабному проекту «Восток Ойл», о котором на днях глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал Владимиру Путину. На Таймыре в течение трёх-четырёх лет разработают крупное нефтяное месторождение. Там построят огромный морской порт, пятнадцать промышленных посёлков, почти восемьсот километров только магистрального трубопровода. К разработке месторождений привлекут 400 000 рабочих и специалистов! Работы уже начались. после пуска первой очереди на Таймыре будут добывать по 50 млн тонн нефти в год, а когда проект выйдет на полную мощность — до 100 млн тонн. Подробнее об этом проекте новостям «Седьмого канала» в эксклюзивном интервью рассказал губернатор Красноярского края Александр Усс. Вопросы задавал специальный корреспондент «7 канала Красноярск» Дмитрий Пименов.
(Вниманию коллег и блогеров — видео интервью в хорошем качестве и с субтитрами вы можете взять по ссылке https://vk.com/video-49666107_456242389. И не забывайте ссылаться на «7 канал Красноярск», в том числе и активными гиперссылками)
Корреспондент: Проект «Восток Ойл» — грандиозный проект, на встрече с президентом Игорь Сечин заявил, что первую нефть начнут отгружать уже в 2024 году. И за это время на Таймыре нужно выстроить все практически с нуля. На Ваш взгляд, насколько важен этот проект для края?
Александр УСС: Я думаю, это событие историческое. И в целом, перспективы развития края, и России в целом во многом связаны с реализацией этого проекта.
Мы можем констатировать, что именно наш регион станет главной нефтегазовой провинцией не только нашей страны, но и мира.
Об этом было объявлено уже больше года назад. И весной вместе с Игорем Ивановичем Сечиным, его коллегами мы были на Таймыре, где началось опытно — промышленное бурение, была запущена первая скважина.
Затем пришла пандемия, высокая степень неопределенности. Если говорить откровенно, у меня были опасения, что все пойдет по плану. Тем не менее, компания Роснефть и мои коллеги из Правительства края проявили высокую организованность и теперь — на встрече Игоря Ивановича Сечина с президентом Владимиром Владимировичем Путиным были обозначены очень четкие сроки реализации этого проекта.
Чтобы понять масштабы, я назову несколько красноречивых цифр. Во-первых, гигантские запасы, во-вторых, это близость к новому транспортному коридору — Северному морскому пути.
Чтобы обеспечить транспортировку и добычу нефти — будет построен самый большой порт в российской Арктике — «Бухта Северная».
Объём ежегодной добычи 50 млн тонн, а на втором этапе — 100 млн тонн.
Потребуется построить 15 вахтовых поселков и небольших городов, аэродромную сеть, несколько тысяч км линий электропередач и дорог.
Общее количество занятых в проекте достигнет ок. 400 тысяч человек. Это как два Норильска на севере, или четыре Ачинска.
Для нас очень важны как рабочие места, так и бюджетный эффект.
Красноярский край стал нефтедобывающим регионом недавно, и объём налоговых поступлений от отрасли — порядка 30 млрд рублей. Учитывая, что одна школа стоит 1-1,5 млрд — объём и значение таких финансов очевиден.
Мы сейчас работаем над предоставлением определенных мер поддержки этого проекта. Скорее всего, рассмотрение этого законопроекта произойдет уже в декабре, я надеюсь на поддержку депутатов.
Но даже при льготах мы исходим из того, что каждые 5 лет объём налоговых поступлений в бюджет края будет удваиваться. То есть вместо 30 млрд сейчас — 60, потом 120 млрд и так далее.
Это означает радикальные сдвиги в социально-экономическом развитии Красноярского края, которые ощутят все красноярцы.
Корреспондент: А у нас в крае хватит такого количества специалистов?
Александр УСС: Думаю, нет. Кроме того, там есть специализация, и нам потребуется развернуть определенные образовательные программы, переориентировать наши предприятия.
Компания Роснефть уже создала в СФУ Институт нефти и газа, очень популярный среди молодежи — своеобразный научно-образовательный цех Роснефти. Институт станет ядром большого учебного и научного комплекса.
Поэтому в планах компании в ближайшие месяцы строительство большого учебного корпоративного центра. Сейчас мы определяем площадку для него, идёт кадровая работа.
Но и наши предприятия должны всё больше ориентироваться как на строительство, так и на сервисные функции к Роснефти и «Восток Ойлу».
И сама компания — подтягивать предприятия края до уровня своих стабильных партнеров. Серьёзная работа сама по себе не произойдёт.
Корреспондент: На Таймыре появятся 15 новых рабочих поселков и небольших городов. Это новый этап освоения Севера?
Александр УСС: Вне всякого сомнения. Сейчас в России в целом уделяется большое внимание Арктике.
Но Арктика — это в значительной мере и прежде всего Красноярский край. Инвестиционный потенциал Таймыра огромен, речь не только о нефти и газе, но и об угольных месторождениях.
Две недели назад подписано соглашение с компанией «Северная звезда». И уже в 2021 году первый арктический уголь пойдёт на экспорт через Северный морской путь.
Там есть большие перспективы по алмазам, по цветным металлам, в том числе драгоценным. Поэтому Таймыр — ближайшее инвестиционное будущее нашего региона.
Корреспондент: Как вы лично, как красноярец, относитесь к этому проекту? Учитывая, что он реализуется в рамках «Енисейской Сибири», который лично Вы инициировали?
Александр УСС: «Енисейская Сибирь» как комплексный инвестиционный проект появился три года назад. Хотя предпосылки для разработки этих месторождений существовали уже давно.
Что касается корпорации «Енисейская Сибирь», то она оказалась очень востребованной и своевременной, поскольку дает возможность быстрее решать административные, организационные вопросы и сопровождать эти проекты до их реализации.
Думаю, если бы мы не создали в своё время корпорацию, то продвижение целого ряда, в том числе и арктических, проектов — шло бы гораздо медленнее. Теперь мы видим реальную отдачу от работы.
Корреспондент: Спасибо Александр Викторович! Будем следить, что происходит на Таймыре!
Александр УСС: Спасибо вам!