О конвоях на Севморпути и воздушном коридоре «Алсиб», которые стали важнейшими путями ленд-лиза, напомнил генеральный директор Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) в статье о вкладе Арктики в Великую Победу.
В победе Советского Союза над нацистской Германией и ее сателлитами немалую роль сыграл ленд-лиз — поставки вооружения и снабжения от союзников по антигитлеровской коалиции. Заполярью достался прием нескольких миллионов тонн критически важных грузов для фронта. Руководитель Главсевморпути, легендарный Иван Папанин был назначен уполномоченным Госкомитета обороны СССР. Под его началом был учрежден специальный штаб. За годы войны только в порт Мурманска прибыли 379 пароходов с сотнями тысяч тонн оружия, боевой техники, топлива, оборудования, стратегических материалов. Северные конвои доставили почти 4 млн тонн грузов, или 22,6% от всего тоннажа ленд-лиза. Критически важными в 1941 году стали союзнические поставки через Арктику, напомнил Максим Данькин. Его исследование опубликовано на портале Goarctic.ru.
Другой маршрут для ленд-лиза в СССР через Заполярье был воздушным. С Аляски через Чукотку, Колыму и Якутию в СССР перегоняли боевые самолеты из США. Трасса была названа «Алсиб» — «Аляска — Сибирь» и соединила Фэрбанкс с Красноярском через Уэлькаль, Сеймчан, Якутск и Киренск. Ее организация потребовала изобретательности и героических усилий. За годы войны по Алсибу в СССР было переброшено 8 тыс. самолетов. Это позволило ликвидировать превосходство немцев в воздухе и одержать победу Красной Армии.