— А сейчас встала пред судом, что я не реально тут живу.
Евгения Дмитриевна — дитя войны. Пожилая женщина с трудом сдерживает слезы, подступающие к морщинистым уголкам глаз. Ещё бы, дом, который ещё в 60-е покупали с мужем, должен пойти под снос. Разрастающаяся база отдыха по соседству взяла землю в аренду. Дом, в котором росли дети, внуки и правнуки, оказался на этой территории, и он тут теперь лишний.
— Это же стресс сразу, что нас поставили на кадастровый учёт, что у нас ни участка, ни земли ничего нет. У меня законный есть адрес: Запонь, посёлок Усть-Мана, дом номер 1. Даже когда покупали дом, хозяин отдал домовую книгу с пропиской. 58 лет, больше полувека, — рассказывает Евгения Озолина, дачница.
Причём дом по документам в собственности. А земля здесь, по словам дачников, принадлежит министерству лесного хозяйства. После того, как участок получил кадастровый номер в 2017-м, ушлые предприниматели его взяли в оборот — начали обустраивать место для отдыха.
— У нас всё хорошо было, до него были люди. Общение, контакт был. А тут узнаем, что такая ситуация. Сначала на соседку подал в суд, в прошлый год на матушку подал, — поделился Арнольд Озолин, дачник.
С соседкой вообще дело через суд решили быстро. Теперь женщина, которая вела тут хозяйство десятки лет, должна сама снести то, что строила с мужем собственными руками.
— Сейчас валерьянки выпили, я начинаю плакать. Теперь за каждый месяц несноса — 2 тысячи. Они просили 100 тысяч. Но мы пенсионеры, у нас пенсия 17 тысяч. Мы просили отсрочку до сентября, такие деньги нужны сносить, это требует больших затрат, на пенсию это невозможно просто, — с грустью рассказывает дачница Лидия Михайлова.
По телефону владелец базы говорит, что конфликтов никаких с дачниками не имеет. Мол, даже когда камер нет, они мило общаются. Что судятся с пенсионерами, для которых усадьба — единственная отдушина, чтобы расширять бизнес, не признает.
— Вы планируете на этом участке базу продолжать развивать?
— Сначала нужно понять, кому этот участок принадлежит, мы пока ничего не планируем.
— Но суд идёт.
— Да, всё в правовом поле. Когда будет решение суда, оттого и будем отталкиваться, — поговорил наш корреспондент с владельцем базы.
Мы отправили запрос в министерство лесного хозяйства, чтобы выяснить, имеют ли право таким образом арендаторы изгонять с земли владельцев домов. Ответ обещали дать на этой неделе. Но с чисто человеческой точки зрения точку в деле поставить хочется как можно скорее. Уже 13 июля у Евгении Дмитриевны очередной суд. И когда представляешь себе, как 84-летняя пенсионерка будет переживать отъем собственного дома — комок подбирается к горлу. — Сначала нужно понять, кому этот участок принадлежит, мы пока ничего не планируем.
— Но суд идёт.
— Да, всё в правовом поле. Когда будет решение суда, оттого и будем отталкиваться, — поговорил наш корреспондент с владельцем базы.