5306

«Альтернативный Красноярск»: таким атмосферным вы город еще не видели

Как фотохудожник и историк создают новый арт-проект

Творческий дуэт, в который объединились известные красноярцы, фотохудожник Александр Куприянов и историк Константин Карпухин, решил представить самой широкой публике новый эстетский и просветительский проект.

Это эксперимент, сочетающий неожиданные фоторакурсы урбанистической среды вкупе с малоизвестными историями о жизни большого города.

Смелое название «Альтернативный Красноярск», казалось бы, предполагает нечто андеграундное и подпольное, не мейнстрим, но исследования настоящего, прошлого и будущего города. Похоже, так и будет.

Что еще придумали авторы — расспросил их «7 канал Красноярск».

eZi4ruItbaY.jpg

Серебро с маслом

Проект надеемся выполнить за несколько лет, оптимистично поведал Александр Куприянов. По его словам, конечным «продуктом» станет книга. «Сейчас мы говорим о авторской, творческой фотографии», — поясняет фотограф.

Что означает название проекта?

«Альтернативный Красноярск так назван потому, что с точки зрения фотографии — я применяю альтернативную способы печати, — поясняет Александр. — Эта техника, которые я применяю, называется бромойль».

Строго говоря, технике бромойль более ста лет. Она изначально базировалась на взаимоотталкивании маслянистых веществ и воды, точнее, между желатином, набухшим от воды, и маслянистой офортной краской.

Название произошло от английского brom oil, что означает «бромомасляный процесс». Новый вид фотопечати был изобретен Дж. Роулинзом в начале XX века и широко применялся в так называемой «пикториальной» фотографии. Для этого использовался черно-белый снимок, отпечатанный на желатино-серебряной фотобумаге с бромосеребряной эмульсией. После проявления снимка он прокрашивался масляной краской. Затем убиралось серебряное почернение, и мастер «пробирался» до желатинного слоя. Этот слой имеет форму матрицы, и тогда что-то на снимке выступает выше, что-то ниже.

Эффект фото в такой технике получается ошеломляющим: проявляется какое-то свечение, размытые контуры и полутоновое изображение благодаря наложенной краске. Мягкое малоконтрастное изображение, похожее на живопись — именно в этой исторической технике и работает красноярский фотограф.

Непарадный Красноярск

«Это и есть история и классика фотографии! — эмоционален Александр. — Любые истории про Красноярск ведь можно писать и снимать по-разному: плакатно, размыто, парадно. А можно делать свои версии непарадные хроники. Мои любимые объекты? Мне нравится старый Красноярск и нечто нерукотворное. Новое тоже интересно, его надо запечатлевать. Это как срез времени. Для того, чтобы пояснять как идет процесс фотопечати, я снимаю видео».

_k0kqtzfVoU.jpg

Первая глава

Какой будет будущая книга — авторы пока не знают и не планируют четкой концепции. Каждый идет своим путем и свободен в выборе тем.

Но в итоге тесты и фотоиллюстрации встретятся на одних страницах.

«Одно я понимаю: фото и тексты могут быть не связаны», — рассуждает фотограф. И представляет свои первые фото-опусы, на которых Красноярск обретает черты какого-то мистического места, подернутого дымкой веков. Трудно себе представить, что фото снимались в 2022 году, а не сто лет назад. Такова сила уникальной техники и особого взгляда арт-фотографа.

А что касается историй историка Константина Карпухина, то его первая «глава» выглядит так. Читайте и удивляйтесь.

«Какой большой ветер.
Мы живём в ветреную погоду. Что-то и кого-то уносит этим ветром перемен, кого-то приносит как небезызвестную Мэри Поппинс…
Ветер перемен или ветер времени? Каков он в нашем городе?
Есть у русского писателя Андрея Битова повесть «Жизнь в ветреную погоду». Именно эти слова приходят на ум, когда ветер снова и снова гуляет по улицам Красноярска…

yoav0jpap8k.jpg

Почему снова?


Ветропыльском прозвали Красноярск позапрошлого века. На стыке степи и леса построен был почти четыре века назад Новокачинский острог, из которого вырос в начале третьего тысячелетия самый восточный город-миллионник России.
Так и видится, как в XIX веке с окончанием весны едут вместе со своими домочадцами и скарбом на Базаиху или в район Афонтовой горы те красноярцы, кто мог позволить себе снять в этих местах дачу на летнее время, чтоб не глотать городской песок, разносимый сибирскими ветрами. Ветер давал заработок владельцам пригородных домов.
А зимой этот же ветер давал заработать горожанам. Снег не залёживался на красноярских улицах и товары с окрестных деревень, что привозили крестьяне на базар, зачастую приходилось перекладывать с саней на телеги. Снова копеечка в карман красноярцев…
Но, всё-таки, «какой большой ветер» — это слова из текста Новеллы Матвеевой. Есть у ней такая светлая песня и есть там такие слова:
«А ты глядишь нежно,
А ты сидишь тихо,
И никакой силой
Тебя нельзя стронуть»…
Это о человеке? Или может о городе? О нашем Красноярске?»

Продолжение следует.

Фото, видео: Александр Куприянов

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости