Красноярец и член русского географического общества Владимир Черников нашел икону на скале Серебряного лога и заинтересовался ее историей. Корреспондент «7 канала Красноярск» пообщалась с мужчиной. Рассказываем, кто ее мог повесить и какие легенды с ней связаны.
Как Владимир нашел икону
На икону мужчина наткнулся во время поездки на велосипеде. Он сейчас готовится к сложному походу, поэтому почти каждый день тренируется на Острове Татышев или в Гремячей гриве.
— Я спустился в третий визит-центр, который в феврале сдали, а я там еще не был. Увидел чум. Хотелось посмотреть, но двери, ворота закрыли. Попросил у рабочего меня пропустить, мы с ним разговорились. Слово за слово, он мне сообщил, что тут есть икона прямо на скале. Действительно, поднимаюсь, а она там. Думал, что она прямо на скале написана, подобрался ближе, оказалось, что она прикручена болтами.
Городские легенды о трех иконах
Тогда Владимир загорелся идеей узнать, откуда появилась икона. Тогда он решил поговорить с советскими альпинистами, жителями Удачного и старожилами поселка Подсобка.
— Я начал лихорадочно собирать информацию, откуда взялось. Потому что болты на ней современные. Это очень сложно и трудоемко, а тут еще отрицательный уклон. Это не просто — подошел к скале и дырку пробил, нужны альпинистские навыки. Подумал, может, это были столбисты наши. Там ничего. Тогда я нашел жителя Удачного, и он меня категорически заверил, что до 1997 года там никакой иконы не было. Но икона там была с давних времен. Почему я говорю, что она была создана, скорее всего, в советское время, потому что ее закрасили краской. Такая же красная краска нанесена на сосны рядом, кто-то метки наносил, чтобы не заблудиться. Это неслучайная вещь. Но замазать могут только атеисты-коммунисты красной краской. Это символично.
Жители поселка Подсобка, расположенного недалеко от «Гремячей гривы», рассказали, что ничего не знают о появлении иконы. Но рядом с этим местом была другая. Она таинственно пропала.
— Женщины из поселка сказали, что про эту икону ничего не знают. Но рядом была другая, она была намного раньше и они к ней ходили. Если подальше от того места пройти, где я был, там есть так называемый Моховой утес. Там жил отшельник, скамеечки стояли. Почему я им поверил — там была табличка из фанеры: «Спасибо, что вы здесь не мусорите. Бог вас отлагодарит», что-то такое. Куда икона делась — неизвестно, и табличка пропала.
Позже оказалось, что рядом с поселком Подсобка и Гремячей гривой была еще одна икона — встроенная в дерево.
— В сосне с давних лет было вырублено углубление, и стояла икона. Где наша икона, совсем недалеко, может в километре. Верующие люди приходили молиться перед этой иконой. Первая икона была утрачена. На это место поставили другую. Местные жители вторую икону вынули и спрятали, чтобы не своровали. Она пролежала несколько десятилетий на чердаке одного дома. При продаже дома икону обнаружили и передали в храм. Там построили небольшую церковь.
Откуда могли взяться иконы
Предполагается, что появление икон в этом месте связано с закрытием монастыря в 1921 году по постановлению президиума Енгубисполкома. Тогда монахов выселили, а их будущая судьба никому неизвестна.
Владимир считает, что они не пропали и «намоленное место оставили за собой».
— Это место, Серебряный ручей, оно оказалось непростое, с большой историей. Там есть две стоянки. Одна стоянка, там, вроде как, даже изба была. Вторая, там осталась кострище огороженное. То есть, туда туристы ходили, но найти я их не могу. Я обзванивал многих туристов советского времени, но о ней никто не знает.
Насчет иконы из Серебряного лога Владимир заявил, что она была написана по всем канонам. А повесить ее могли только альпинисты, которые, вероятно, были верующими.
— Человек писал икону неслучайно. А помогли повесить специалисты, промышленные альпинисты или настоящие альпинисты. Выбить на отрицательном уклоне пять дырок! Это очень сложная техническая работа. Просто так ребята повесить не могли. Либо верующие, либо сочувствующие. Подошел монах, сказал: «Пацаны, давайте повесим!» Пацанам что, делать нечего? Религиозные взгляды активно не пропагандировались.
Владимир предполагает, что икона прошла «вне церковной иерархии».
— Даже, может быть, какой-то священник давал благословение, но он никому не сказал об этом. Священники обязательно спросят разрешение у архиепископа или патриарха. Кто-то должен дать команду сверху. Кто-то дал благословение, но втихушку.
Напомним, что недавно красноярский краевой краеведческий музей разгадал тайну «девочки-фантома» с фото дореволюционного Красноярска.
Загадочные фотографии, переросшие в городскую легенду, беспокоили красноярцев с 2015 года.
Ранее по теме:
Красноярский краевой краеведческий музей разгадал тайну «девочки-фантома» с фото дореволюционного Красноярска
Красноярцам показали старые фотографии заплывшего в Енисей кита
Краеведческий музей Красноярского края предлагает заглянуть под юбки дамам 19 века
Фото: Владимир Черников / vk.com