9976
Интервью

Дмитрий Ульянов: «Климат Красноярского края изменился и стал теплее»

О природных аномалиях, глобальном потеплении и прогнозах
Насколько аномальна нынешняя зима с ее перепадами температур от минус 30 до плюсовых? Связано ли это как то с глобальным потеплением? Как изменился климат в Сибири за последние 30 лет и почему прошедшее лето синоптики называют уникальным? А также прогноз погоды на Крещенье и предстоящую весну получим из первых рук у ведущего синоптика Среднесибирского управления гидрометеослужбы Дмитрия Ульянова.

– Климат в Сибири в последние годы стал непредсказуем. В течение суток столбик термометра может скакать от -30 до 0 градусов. Что происходит, и было ли так раньше?

– Здесь всё нормально, и я бы не назвал это аномалией, потому что у нас по синоптическим ситуациям сложилось так, что мы последние дни наблюдали прохождение атмосферных циклонов областей пониженного атмосферного давления, которые сопровождались прохождением атмосферных фронтов, а они были связаны с осадками.

– Вы погоду предсказываете или рассчитываете? Тут какой глагол более уместен?

– И предсказываем, и рассчитываем. Расчёты у нас производятся непосредственно для того, чтобы составить прогноз. После уже идёт в текстовом, так скажем, варианте, который получает потребитель.

– Те скачки, которые у нас происходят этой зимой – есть ощущение, что в прошлом году такого не было.

– Было, естественно, было. Возможно, эти скачки были не так заметны. Прежде всего, это прохождение атмосферных циклонов. Циклоны зимой у нас приносят тепло. Собственно, в какие-то дни у нас чуть ли не плюсовая температура, а буквально на следующий день, когда этот циклон уходит, приходит холодный воздух, так называемый, арктический. И сразу, буквально на следующий день, температура падает. И уже сразу морозная погода. Это мы наблюдали в последние пару дней: вчера температура в течение суток падала, то есть ночью было тепло, на утро уже около минус десяти, к вечеру – минус 17, то есть скачок понижения был от 0 до -17 градусов. Это тяжело для метеозависимых людей. Сказывается резкий скачок – сначала падение атмосферного давления, затем его резкий рост.

– Глобальное потепление, какие-то аномальные изменения климата вы как специалисты фиксируете?

– В Красноярском крае есть некие изменения. Во-первых, у нас сейчас так называемый 30-летний период. Прежний длился с 1961 по 1990 год. Сейчас – с 1991 по 2020 год. Нормы температур за эти 30 лет изменились на интервал от 0,5 до чуть ли не 1,5-2 градусов. Допустим, июль. У нас раньше был холоднее на 0,5-1,5 градуса. Для каждого месяца каждые 30 лет рассчитываются новые нормы. И если сравнивать два периода – с 1961 по 1990-е и с 1991-го по 2020 – средние месячные температуры изменились от 0,5 до 1,5-2 градусов. То есть заметно, что климат Красноярского края стал теплее. Больше тех аномалий, которые раньше не наблюдались, или наблюдались реже. Сейчас их становится больше. Допустим, лето 2023 года выдалось самым тёплым не только в мире, но и в Красноярском крае. За 3 месяца, если брать в сумме среднесуточные-среднемесячные температуры, то там плюс 19 градусов. Первый раз мы видим такую цифру. Если брать период с 2014-го по нынешний год, это самое тёплое лето за историю метеонаблюдений.

– А почему первоначальная отсечка – 1961 год? Это начало истории метеонаблюдений?

– Нет. Здесь отчёт начинается не с 1961 года. Красноярская метеостанция наблюдается с 1914 года. Тридцатилетний период я условно назвал с 1961-го по 1990-е. Он считается как бы показательным в плане изменения климата, ест ли какие-то изменения. В краткосрочной перспективе их сложнее отследить. Допустим, 5за лет сложно оценить, как и насколько климат изменился. А вот тридцатилетний период более показательный в этом плане, поэтому и считают климатологи именно 30-летний период. Он был, допустим, с 1931-го по шестидесятые. Потом с 1961 по 1990-е, с 1991-го по 2020-й. Сейчас идёт новый цикл. И в будущем изменения будут так же оцениваться в 30 лет.

– Какие ещё изменения, помимо аномально жаркого за всю историю лета, вы наблюдаете?

– В прошедшем году, в июне, у нас поставлен новый температурный рекорд. Раньше максимальный показатель в июне была +34,8. Сейчас – плюс 35. Восьмого июня у нас был абсолютный максимум за месяц перекрыт. Плюс 35 – это самая высокая температура в июне за всю историю метеонаблюдения. Если брать какие-то ещё аномалии, то самая низкая температура в январе наблюдалась в 1979 году – минус 52,8 градуса. Раньше 40-градусные морозы для Сибири считались нормой. Сейчас климат меняется так, что этих 40-градусных морозов становится меньше.

– Мне кажется, красноярцы бы с вами поспорили. Может, мы, конечно, стали более восприимчивы к холоду и привыкли к комфортным условиям жизни, но ощущение, что это зимой было достаточно холодных периодов.

– Оценивать нынешнюю зиму пока рано. Январь в первой половине у нас шёл скачкообразным образом: то тепло, то холодно. Прогноз, который был озвучен в конце декабря, пока не сбывается. Если начало месяца ещё более-менее, то начиная где-то с 7-8 января, всё идет совсем не по тому сценарию, который прописывал прогноз.

А вот декабрь в целом шёл так, как и предсказывал месячный прогноз. Минусовые температуры минус 30-35, ночью даже минус 40 было. Но в общем среднемесячная температура в декабре была ниже климатической. Но это один месяц. Если мы будем брать ещё январь, потом февраль, получится, что зима будет тёплой. Это не исключено.

– Эти отклонения в показателях – 34,8 и 35 –для науки это, наверное, значимые изменения, а для простого жителя – погрешность термометра. Нет разве?

– Жарко и при 34,8, и при 35 – здесь одинаковые, думаю, ощущения. Для климатологов это важная цифра, для обывателя – жарко и жарко.

– Как вообще формируются те самые цифры, которые мы видим в своих гаджетах, узнаём по телевизору, по радио?

– Прежде всего, у нас есть сеть метеостанций, ими окутана вся страна. Они измеряют показания метеорологических параметров каждые 3 часа. Все эти данные приходят в Москву, Новосибирск, то есть туда, где находятся основные центры. По Сибири данные собирает Новосибирск, потом отправляет в Москву. В Хабаровске или Владивостоке тоже сначала у себя собирают, потом отправляют в Москву. Далее на суперкомпьютере производятся расчёты.

– Искусственный интеллект вам в помощь?

– Пока про искусственный интеллект ни слова. Здесь ещё суперкомпьютер решает, рассчитывает все показания и выводит уже конкретные цифры с каким-то шагом. Ну, насколько может предварительно рассчитать. На 5 суток, допустим, на 7 суток, на 2 недели. Если, допустим, взять какой-нибудь «Яндекс», там и на 2 недели, и на месяц есть прогнозы, но подчеркну: они меняются каждый день. Всё это представлено в виде цифр, графиков, прогностических карт.

– Смотрите, чтобы простым зрителям и мне тоже было понятно: метеостанции фиксируют текущую температуру, каждые 3 часа отправляют, и, видимо, на основе предыдущих лет и истории наблюдений, как я это себе понимаю, наиболее вероятное развитие показателей транслируется как прогноз погоды. Если условно, в Екатеринбурге классическая схема моей бабушки: погода из Москвы придёт к нам через 3 дня, в Москве начались снегопады, и они дойдут до нас, пусть в меньшей интенсивности, но дойдут через какое-то количество дней. Сейчас работает это правило?

– Сейчас нет. Раньше оно работало за счёт того, что массы с европейской территории России к нам шли практически строго с запада на восток. Сейчас они идут чуть ли не по синусоиде: с юга на север, с севера на юг. Например, раньше в Норильске не было таких резких скачков температуры в 2-3 дня. У них резко с мороза в -30° через двое суток чуть ли не до нуля подскакивает температура.

– Это же не причина. Изменение погоды – это следствие каких-то климатических изменений, движения фронтов, циклонов.

– Естественно.

– Так почему? Земля же вращается с такой же интенсивностью, кажется, что глобально в мире ничего не должно поменяться.

– Глобально ничего и не меняется, но, тем не менее, климат меняется. Здесь всё в совокупности идёт. Возможно, когда идёт расчёт прогноза погоды, какие-то факторы не учитываются. Хотя изменение скорости вращения Земли, возможно, сыграло бы более значимую роль.

– То есть мы видим изменение климата, но не понимаем, что, действительно, послужило истиной причиной для этих изменений? Наука что-нибудь знает про это?

– Ну, есть какие-то предположения, и на их основе уже строятся дальнейшие теории.

– Но почему это происходит?!

– Климат менялся всегда.

– Динозавры много об этом знают.

– Знают не только динозавры. И все поколения после 65 млн лет с четырьмя оледенениями. Если вернуться в наше время, то вот вы сказали насчёт искусственного интеллекта. Он постепенно будет внедряться, и уже никуда от этого не денешься. Но в данный момент всё решает механическая работа. То есть машина, суперкомпьютер производит расчёты на основе тех данных, которые ему пришли 3 часа назад, 6 часов назад, и на основе математических моделей дальше производит расчёт для будущего вероятностного прогноза: в цифровом варианте, в формате прогностических карт, с которых потом снимаем данные и после по ним пишем текстовый формат прогноза. Если писать это всё в цифрах, я думаю, не все поймут. Для этого нужно специально обучаться. А вот в текстовом варианте намного лучше.

– На сколько дней вперёд прогноз достаточно точен?

– Сутки. Максимум – трое.

– То есть вы сами не открываете долгосрочный прогноз на случай отпуска и не смотрите, что будет через месяц в какой-то точке земного шара?

– Почему сутки-трое. Точность прогноза, рассчитанного на сутки, доходит до 100%. Вторые-третьи сутки рассчитываются уже с какой-то погрешностью. В среднем это 80-90% точности. Допустим, я в понедельник рассчитал прогнозы, на следующий день прихожу, у меня тот же суперкомпьютер представил новые прогностические карты и внёс коррективы.

– Виноват во всем суперкомпьютер, это мы поняли!

– Нет, в этом плане он очень хорош. Произошли какие-то изменения. Допустим, на европейской территории России какие-то параметры чуть-чуть изменились – он рассчитал, а на следующий день он насчитал чуть по-другому, что-то добавил, что-то уменьшил, сделал понижение температуры или повышение.

– По какому принципу долгосрочный прогноз формируется?

– По такому же принципу. Он также производит расчёт. Берётся какой-то аналог, и на этой основе…

– В общем 15 лет назад первые пять дней месяца выглядели примерно так же, поэтому предположим, что и последующие 25 дней будут аналогичными. Да?

– Да-да. Вот, допустим, аналогом ближайшего февраля будет 2023 год. То есть он примерно такой же, как был в 2023 году. Для января ближайший аналог – 2019 год, например.

– То есть верить в долгосрочный прогноз на ближайший месяц можно с существенными оговорками.

– Первые дни оправдываются очень хорошо, в дальнейшем – плюс-минус. Как я уже сказал, январь у нас не оправдывается на данный момент.

– Дмитрий, а народные приметы, в которые так любят наши люди, имеют какое-то под собой научное обоснование? Солнце садится в облака – следующий день будет ветреным. Их же огромное количество, наверняка, они тоже связаны. Просто человеческий мозг был примерно, как суперкомпьютер, наблюдали за повторяемостью событий, находили взаимосвязи.

– Да, раньше люди наблюдали за повторяемостью. Это всё исходило из, по сути, древних времён, когда не было точных наук. Когда появились точные науки, можно было начинать уже потихоньку производить расчёты.

– Так можно в эти приметы верить сейчас?

– Частично можно. Какие-то приметы даже совпадают.

– Я просто думаю, что есть те, которые основаны на каких-то физических, климатических явлениях.

– Раньше не связаны были с физикой. Такого слова – физика – даже не знали, а сейчас мы можем приплести, что вот-де в таком-то физическом законе прописано, а люди раньше это замечали. Следовательно, они всё ближе и ближе подходили к науке, и эти приметы плавно перекочевали.

– В общем, ждем список примет, в которые можно верить. Скажите, почему прогнозы на разных ресурсах отличаются между собой? Иногда значительно.

– Разные ресурсы – у разных ресурсов свои расчёты.

– То есть метеостанции для всех одни, а методика расчётов разная?

– Если они используют данные с метеостанций… Мы как официальная организация – у нас есть своя сеть метеостанций в Красноярском крае. Данные западно-сибирские мы используем, для того чтобы предвидеть штормовые предупреждения. Потому что у нас соседи иногда делают штормовые предупреждения, мы смотрим на них, что-то у себя фиксируем.

Разные сайты расчёты производят свои, мы с ними непосредственно не связаны. Они на своих основах делают свои прогнозы.

– Основные потребители прогнозов вовсе не люди, обычные жители, я имею в виду тех, кто решает взять с собой зонтик или не взять, а спецслужбы, которые понимают, выпускать самолёт или не выпускать, нужно заготовить обледенительную жидкость для них или не нужно, менять зимнее обмундирование спецмашин на летнее или не менять. Глобально же для этого происходит обмен данными.

– Это на основе договоров происходит. Допустим, мы сотрудничаем с МЧС и, естественно, выпусками штормовых предупреждений занимаемся мы. Непосредственно рассылкой занимается МЧС, готовятся службы, готовятся сами.

– Вы информируете различные муниципальные и краевые службы об изменениях погоды, на которые те должны реагировать?

– Да.

– Крещенские морозы будут у нас?

– Девятнадцатого погода, в принципе, благословляет на то, чтобы был крещенский мороз. В районе 23-25 градусов ночью и где-то в районе 18-20 градусов днём.

– Несмотря на то, что долгосрочным прогнозам верить нельзя, всё-таки есть предположение про весну, лето, какими они будут?

– Про весну пока рано говорить, потому что если что-то изменится, то, естественно, изменится прогноз на весну.

– В общем, запоминаем, что долгосрочным прогнозам нельзя верить, а если кто-то что-то говорит, нужно скептически относиться к этому.

– Нет, на них можно ориентироваться. Допустим, март, его прогнозируют тёплым. Апрель-май – здесь пока вопрос спорный, одни дают холод, другие дают тепло. Каждый день долгосрочные прогнозы меняются. Вернемся к тем же сайтам, у них каждый день прогнозы меняются. В «Яндексе», насколько я знаю, там на месяц составляют прогнозы

– Там на 3 месяца можно посмотреть, и долгосрочную, и среднюю температуру по месяцу.

– Если обратить внимание, можно заметить, что на следующий день они прогнозы меняют, собственно, как и мы.

– Мухлюют что ли?!

– Нет, они не мухлюют, у них расчёты получились, что, допустим, 25 января будет на 3 градуса теплее, чем вчера, или на 3 градуса холоднее. То есть это всё расчёты, и они также меняются в долгосрочных прогнозах. Они ориентировочные, в первую очередь. Они ориентированы на то, что вот примерно такая погода будет. А вот какая она на самом деле будет, можно либо на месячном прогнозе посмотреть, либо в прогнозах на неделю.

– Дмитрий, я зацеплюсь за ваши мысль про тёплый март. Как хотите, пожалуйста, договоритесь, обеспечьте нам, пожалуйста, тёплый прогноз! Мы очень все ждём окончания зимы! И я лично верю, что мы уже перезимовали.

– Ну, вполне возможно. Пока январь в ближайшую неделю будет холодный. Даже по среднесуточным температурам эта неделя будет ниже климатических значений. Но в дальнейшем вновь вернётся тепло, то есть где-то в районе минус 8-10 днём, что для января вполне реальные цифры.

– Спасибо вам большое, друзья. Я напомню, что в гостях у нас был ведущий синоптик Среднесибирского управления гидрометеослужбы Дмитрий Ульянов. Меня зовут Екатерина Кузьминых. Всем удачи!



1
Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости