4708
Эксклюзив

Как чиновники со строителями делили красноярский трамвай: история скандальной концессии с «Мовистой»

Мы вспомнили, как всё начиналось и попытались узнать, в чем настоящая причина расторжения концессии

На прошедшей неделе громом грянуло новое дело в Арбитражном суде Красноярского края: администрация Красноярска и компания «Мовиста» расторгают концессионное соглашение. Согласно ему, «Мовиста» получала трамвайную сеть Красноярска на 20 лет, обязуясь ее модернизировать, а красноярцы получали новые пути от Красраба до Солнечного. На деле же крутые планы разбились о жестокие реалии. О какие именно – попытался разобраться журналист «7 канала Красноярск» Дмитрий Мамаев

Как чиновники со строителями делили красноярский трамвай: история скандальной концессии с «Мовистой»					     title=

Непрекрасное далёко

Намерения соединить два берега Красноярска трамвайной сетью не утихали с момента демонтажа путей на Октябрьском мосту в 2004 году. Однако в 2022 споры разгорелись с новой силой, их услышали в кабинетах правительства РФ, где идею наконец одобрили.

Ещё в апреле стоимость модернизации и строительство новых путей оценивали в 23 млрд, но уже к августу, если верить размещённым документам, цифра увеличилась до 51,8 млрд.

Развивать трамвайную сеть в городе решили с помощью концессии, заключенной с группой компаний «Мовиста». Соглашения подобного плана подразумевают передачу имущества (в данном случае — трамвайной сети) во владение компании, которая вкладывает в развитие свои средства и получает доход от использования выполненного проекта.

Когда обсуждение проекта спустилось в горсовет Красноярска и Законодательное собрание региона, часть депутатов встретила его критикой, однако решение одобрили и расширенную трамвайную сеть город ждал к 2025 году.

Однако на протяжении двух лет активных работ, ничего кроме капитального ремонта на Красрабе горожане так и не увидели, а новость о расторжении концессии, даже спустя такое продолжительное время, стала неожиданностью.

Первые звоночки

Об очевидных трудностях в реализации грандиозных планов власти впервые заговорили в апреле. В интервью порталу NGS24.RU глава города Владислав Логинов признал, что реализация концессионного соглашения с «Мовистой» затягивается и назвал несколько основных причин.

IMG_1668.jpeg

По словам мэра, работа по проекту требовала заключения трёх дополнительных соглашений:

  • финансового закрытия (подробнее его разберём далее);

  • об исключении из концессии участка на Красрабе, где с осени прошлого года уже идёт ремонт трамвайных путей силами другого подрядчика. Там, по словам Логинова, пути уже находились в аварийном состоянии.

  • о плане строительства совмещённой дороги (улицы Афанасия Талакова) от развязки на Северном шоссе до Солнечного — планы работ необходимо было согласовать с «Мовистой», так как вдоль автомобильной дороги компания намеревалась запустить трамвайные пути. И если для автодороги перепады высот до 15 метров не играли серьёзной роли, то для трамваев это считалось серьёзным отклонением.

— Процесс на сегодняшний момент, я не могу сказать, что он «катится, как по трамвайным путям», но мы находимся в переговорах, — рассказывал Владислав Логинов в интервью в апреле 2024 года.

Компания была готова к строительству. Или не была?

Чтобы получить ответ, что же именно стало причиной расторжения соглашения, мы связались с городской администрацией, но там оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.

— Пока не можем, поскольку дело находится на рассмотрении Арбитражного суда и пока оно не завершится, комментировать мы не можем. Это в целом связано с тем, что, по мнению администрации города, некоторые пункты соглашения не работали, — ответили нам в пресс-службе мэрии.
IMG_1665.jpeg
В компании «Мовиста регионы Красноярск» ситуацию прокомментировали охотнее. Директор компании Николай Петров, вопреки заявлениям Владислава Логинова, заявил, что организация выполнила все свои обязательства и ждала подписания документов со стороны мэрии.
— Со стороны «Мовиста» мы выполнили все обязательства. Мы подписали кредитное соглашение с финансирующей организацией ВЭБ РФ. Подписали договор акционерного займа с учредителями. Со стороны города не было подписано прямое соглашение с финансирующей организацией. И до сих пор не получена субсидия от федерального центра.

Планы были обречены с самого начала?

Напомним, по условиям договора, трамвайные пути переходили под владение «Мовисты», а она обязалась модернизировать старое и построить новое транспортное сообщение за счёт кредитных средств, полученных от фонда ВЭБ.РФ.

В 2022 Контрольно-счётная палата (КСП) Красноярска рекомендовала администрации отказаться от этой идеи, из-за того, что возвращать платежи по кредиту придётся муниципалитету. Фактически, Красноярск принимал на себя обязательства на сумму свыше 51 млрд рублей, следует из документов КСП, опубликованных депутатом Горсовета Романом Крастелевым в августе 2022.


В Контрольно-счётной палате оперативно проверить подлинность документов, опубликованных Романом Крастелевым, не удалось.

Также в проекте договора не учитывалось, что под строительство и модернизацию попадают трамвайные пути на проспекте Красноярский рабочий, реконструкция которых проводилась в 2013 году и, согласно тексту, не требовала замены полотна.

Кроме этого, КСП не увидела в документах обоснования на поставку в город 50 новых трамваев, а некоторые из земельных участков, необходимых для строительства разветвлённой сети, не принадлежали муниципалитету, что делало невозможной их передачу «Мовисте».

«И сейчас уже единогласно приняты рекомендации не заключать соглашение на указанных условиях. Да вот незадача, теперь только рекомендации для чиновников. Прислушаются ли они?», — писал Крастелев в августе 2022.
На следующий год соглашение с «Мовистой» критиковал его однопартиец в Заксобрании — ныне подозреваемый в получении крупной взятки — Александр Глисков. Он выступал против предоставления налоговой льготы для концессии в 2,7 млрд, называя проект «схематозом».

«Помимо бюджетных обязательств на 50 миллиардов, будет ещё множество других расходов, которые чиновники даже не считали. По сути вся эта концессия — один большой схематоз, в рамках которого за счёт бюджета обогатятся хозяева «Мовисты». Пока не поздно нужно это соглашение расторгнуть, а электротранспорт развивать без ненужных посредников» — заявлял Глисков в июле прошлого года, когда под будущую трамвайную суть в Советском районе города уже начинали изымать земельные участки.
В частности, под другими расходами Глисков имел в виду предположительную компенсацию низкого пассажиропотока «Мовисте» и предполагал, что для строительства трамвайной линии до Солнечного потребуются дополнительные вложения. Развивать трамвайную сеть он предлагал своими силами.

Разброс в миллиардах и споры в документах

Однако в телефонном разговоре с «7 каналом Красноярск» директор красноярской «Мовисты» назвал другие цифры вложений в проект. По его словам, общая сумма составляла 23 млрд рублей, что приравнивалось к показателю 2022 года, когда идею развивать трамвайную сеть одобрили в правительстве.

В мэрии нам не смогли оперативно прокомментировать, какая всё-таки сумма действительно должна была быть направлена в проект, ответив: «это нужно уточнить».

Рассказывая о вложениях суммой в 23 млрд, Николай Петров пояснил, из чего их планировалось формировать:

  • 30% от капитальных затрат покрывали субсидии из бюджета РФ, в частности — Министерства транспорта;

  • 7,5% составляли собственные средства инвесторов;

  • 62,5% денег поступали в качестве кредитных средств из фонда института развития инфраструктурных проектов ВЭБ.РФ.

При этом, заёмные средства последний соглашался выделить по сниженной ставке. С учётом субсидирований из федерального бюджета, она составила менее 6%.

— В современных условиях это по сути бесплатно, — отмечает Петров, добавляя, что ВЭБ.РФ подобным образом финансирует десять проектов.
Однако чтобы средства перешли к подрядной организации, со стороны города и региона должны были быть подписаны соответствующие документы: финансового закрытия и подписания соглашения с финансовой организацией (ВЭБ.РФ).

Первое, по словам руководителя отделения «Мовисты», гарантирует, что стороны — администрация города и организация — выполнили все свои финансовые обязательства. Документ является обязательным в подобных концессиях. Но подписание финансового закрытия невозможно без другой процедуры — передачи денег из федерального бюджета муниципалитетам.

— Для того, чтобы мы подписали финансовое закрытие, субсидия должна быть доведена до муниципалитета. Сначала она доводится от федерального центра до края, а дальше Красноярский край и город должны были подписать постановление о предоставлении субсидии, между собой совершить бюджетный трансфер и довести эти средства до муниципалитета. Вот эта часть не была сделана.
Второй обязательный документ из двух, о которых мы сказали ранее — соглашение с финорганизацией. Фактически он является страхующим для кредитора и гарантирует возврат средств заёмщику в случае расторжения договора.

Как отметил собеседник, подобные документы являются типовыми и не пересматриваются на местах — в регионах-партнёрах. На этом моменте мы возвращаемся к заявлению Владислава Логинова, о том, что к соглашению необходимо добавить дополнительные пункты и исключить из плана работ участок, который в городе начали ремонтировать без участия «Мовисты».

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что компания требовала подтвердить займ на сумму, включающую работы, выполнять которые ей бы не пришлось. Но узнать так ли это мы не смогли, ввиду закрытости городской администрации от комментариев на время рассмотрения дела.

 — Город Красноярск отказался подписывать этот документ в редакции, которую устраивала финансирующую организацию. Поэтому дальше у нас не могло пойти ни получение федерального финансирования, ни получение заёмного финансирования, — рассказывает Николай Петров.
Несмотря на это, он утверждает, что в «Мовиста» не ждали подписания документов и поступления средств, а начали проектирование предстоящей сети.

Работы всё же шли, но мы не видели. И не увидим

Петров сообщает, что к моменту заявления о расторжении концессии удалось спроектировать и одобрить в госэкспертизе первый участок линии длиной в 5 километров от Предмостной площади.

Возвращаясь к интервью Владислава Логинова, вспомним, что работы на Красрабе от Предмостной площади начали без участия «Мовисты», так как, по его словам, состояние рельсов там было аварийное.

IMG_1664.jpeg

Из-за того, что документы финансирования концессии не были подписаны, завершить одобрение в госэкспертизе по финансовым вопросам не удалось.

— Получить положительное заключение по сметной стоимости не получилось, ввиду того, что отсутствие бюджетных средств и бюджетной строки не позволяет получить справку ГРБС — наличие бюджетного финансирования. Соответственно государственная экспертиза при отсутствии такого письма не проводит оценку, связанную со сметной стоимостью.
Петров также заявляет, что для начала реализации проекта город не передал земельные участки.
— По сути у нас готовый полный пакет документации на первый этап, частично была готова документация на второй и третий этапы. То есть объём выполненной проектной документации был достаточно значительный. Нам не были переданы земельные участки.
Установить временные рамки, в которые создавалась проектная документация — раньше или позже того, как рельсы на Красрабе признали аварийными — не удалось.

Наступить на грабли, но с другой стороны

Согласно планам проекта, трамваи планировали запустить по Октябрьскому мосту. Линия должна была связать Взлётку, Советский район и отправится до Солнечного. Но ранее трамваи уже ходили через Октябрьский мост — их запустили ещё в день открытия объекта в 1986 году. Но спустя 18 лет рельсовый транспорт пришлось убрать, так как из-за него разрушались конструкции.

«Большей частью отказались не потому что было неудобно, а потому что электроснабжение было увязано с рельсами и блуждающие токи пошли в бетон. Есть прекрасные решения, которые почему-то не рассматриваются. Хотя опыт есть в России и у нас студентами разработаны проекты, это канатные дороги», — цитировали Вадима Севратинского, заведующего кафедрой автомобильных дорог и городских сооружений СФУ в своём материале ТК «Енисей» в 2019 году.
Негативно к возвращению трамваев относились и городские автомобилисты, игнорируя необходимость развития общественного городского транспорта.

— В первую очередь, заберут трамваи по одной из полос для водителей. А во вторую, уже был опыт при Петре Ивановиче Пимашкове, когда прокладывали трамвайные пути, а потом выяснилось, что нельзя пускать трамваи по Октябрьскому мосту. Это приносит вред самому мосту, — рассказал «7 каналу Красноярск» председатель Красноярского регионального общественного движения автовладельцев Егор Фролов.

Тем не менее планы вернуть трамваи на Октябрьский мост были одобрены, а значит, вероятно, в «Мовисте» собирались их реализовать.

Другие проекты «Мовисты» в России

Здесь самое время вспомнить, что вообще реализует «Мовиста» в стране, помимо проектной документации на ремонт ремонтирующейся трамвайной линии.

Как утверждает Петров, сейчас «Мовиста» продолжает возводить трамвайные пути ещё в 5 городах РФ по схожим концессионным соглашениям. Все они подписывались одновременно.

  • В Липецке, по словам директора красноярской «Мовисты», компания поставила 40 единиц подвижного состава и проложила 15 километров трамвайного полотна — на официальном сайте Горсовета Липецка действительно сообщалось о проведении работ в рамках концессионного соглашения. На август 2023 года по данным портала в городе было смонтировано 2,7 км путей и принято 9 новых трамваев.

  • В Перми, как утверждает Петров, два участка реконструированной трамвайной сети уже запущено, а также поставлено 20 единиц новой техники — местное издание NGS59.RU писало о запуске трамвайных линий с новыми вагонами в сентябре 2023. При этом, на тот момент сообщалось, что часть работ еще только предстоит.

  • В Курске «Мовиста» также запустила трамвайную линию с новыми вагонами в рамках концессионного соглашения. В марте об этом сообщали в «Российской газете».

  • В Ярославле строительно-монтажные работы начались в январе, а в текущем месяце жители должны увидеть первые 5 километров. Накануне в NGS76.RU сообщал, что первые трамвайные пути в городе только начнут монтировать. С марта там начали подготовку площадок под укладку полотна.

Судя по всему, реализации планов не помешало и уголовное дело, возбужденное в отношении гендиректора группы «Мовиста» Александра Сетникова в мае прошлого года. Это подтверждает и руководитель красноярского отделения.

— Это дела, которые были никаким образом не связаны ни с концессионным соглашением, ни с трамвайным движением, ни с трамвайными структурными проектами. Произошла смена генерального директора, и компания продолжает дальше реализовываться.

По чьей инициативе расторгли договор?

По словам Николая Петрова, именно «Мовиста» была инициатором расторжения соглашения. Он объясняет, что из-за года ожидания, пока финансовые вопросы будут закрыты, все параметры, заложенные в проект, попадали под большие риски, а после первого квартала текущего года реализация и вовсе становилась невозможной.

От автора:

Исходя из вышеперечисленного, можно подумать, что ещё в апреле Владислав Логинов, рассказывая о процессе переговоров с «Мовистой» и планах строительства дороги в Солнечный, не знал, что через два месяца компания решит выйти из соглашения. Учитывая, что в вопросах масштабного строительства в нашем городе привыкли к долгому и тщательному планированию, для администрации решение нетерпеливых москвичей могло стать неожиданностью.

Достоверно на сегодняшний день известно лишь то, что когда в следующий раз в городе решат начать развитие трамвайной сети, использовать проектные наработки «Мовисты» другие подрядчики уже не смогут. По условиям соглашения, до заключения финансовых договоров они принадлежат компании.


1
1
1
Последние новости