— Он стал старшим товарищем, учителем, наставником и просто другом.
И человеком, одним только знакомством с которым можно было гордиться. Красноярцы прощаются с Иваном Шпагиным. В легендарном списке подольских курсантов, оборонявших Москву в 41-м, в живых больше никого не осталось, Шпагин был последним. Он ушел на фронт добровольцем, прошёл всю Великую Отечественную, был дважды ранен. А после Победы ещё 30 лет служил в вооруженных силах и милиции.
Однажды, уже оставив службу, он помог поймать целую бригаду мошенников: сообщил, что получил пенсию и за ним стали следить. Сотрудники укрылись в квартире ветерана и вскоре пришли мужчины — мол, будем ремонтировать окна, отвлекли пенсионера, а сами стали искать ценное по шкафам, тут их и задержали. Выйдя в отставку, Иван Алексеевич возглавил Совет ветеранов. Сослуживцы рассказывают, что до последнего был в строю и в светлом уме, поражал своей энергией — много трудился, работал на даче. Даже когда перевалило за 100 лет, сам готовил соленья на зиму.
Не все завоёванные в боях награды он получил сразу, но они нашли своего героя. Это 2011-й: капитан артиллерийских войск в отставке Иван Шпагин получает орден Отечественной войны второй степени и две медали: «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа». А это — лето 2024-о, спустя 80 лет за мужество и героизм, проявленные на поле боя к орденам на кителе добавились ещё два. А каждый год прямо под его окнами в День Победы играл целый оркестр.
В свои 103 года Иван Алексеевич ждал юбилей Победы — хотел встретить её 80-ю годовщину в мае следующего года. Его похоронили с почестями на кладбище Бадалык. И многие, кто сегодня прощался с ветераном, повторяли одну мысль: вот и не осталось почти поколения победителей.