Сам механизм отлова не меняется, но с 2026 года вступает в силу закон, позволяющий усыплять агрессивных животных. Его депутаты рассматривали еще в первой половине 2025-го, отложили принятие из-за горячих споров противников и сторонников эвтаназии и спешно приняли в ноябре после трагедии в СНТ «Теремок», где бродячая стая загрызла 12-летнего школьника.
— Если агрессивность собаки в пункте временного содержания подтвердится, то в среду обитания её не выпустят. Она останется в приюте на 30 дней. Если найдутся новые хозяева, её также пометят биркой и передадут по договору. В ином случае, по истечении 30-дневного срока, животное усыпят. Всех собак, которые были признаны агрессивными и сейчас содержатся в приютах, с 1 марта подрядчик также должен будет доставить в пункты временного содержания для освидетельствования и решения о проведении эвтаназии, — рассказали в мэрии.
С начала года на территории краевого центра уже отловили 69 собак. В приютах у подрядных организаций находится 1179 животных. В настоящий момент в Красноярске работой с бездомными особями занимаются ИП Полякова и ООО «Берег».
Однако местные организации не спешат участвовать в тендере, заявляя, что денег на отлов нужно существенно больше, чем предлагается. Так, известный в крае отловщик с многолетним стажем Сергей Семёнов заявил «7 каналу Красноярск», что на текущих условиях предлагать свои услуги не собирается.
— Сумма, указанная в контракте на работу с бездомными животными, — это «виртуальные» деньги. Сначала мы на свои средства месяц отрабатываем, подаём документы, отчитываемся, к нам приезжает проверка, считает, и только потом нам платят зарплату. Будем отлавливать бездомных собак, если будет нормальная цена. Осмотр территорий также должен оплачиваться. Сегодня у нас больше расходов. Должны быть компенсированы все выезды, зарплата рабочим, которые ездят на отловы, бензин, — рассказал генеральный директор ООО «Берег» Сергей Семёнов.
А в организации «Мой пес», которая до конца 2023 года также занималась отловом, заявили, что принципиально не будут участвовать в новом контракте по этическим соображениям.
— Это вопрос жизненных убеждений, как минимум, гуманного отношения к животным, которым эвтаназия не является. У нас зоозащитная организация, в приюте проживает порядка 700 собак. Будет, наверное, глупо эвтанизировать животных. Наша организация не пойдёт на контракты, потому она категорически против эвтаназии безнадзорных четвероногих, — рассказала управляющая КРООЗЖ «Мой пёс» Екатерина Батынская.
Отметим, что отлову подлежат собаки, которые находятся на улице без владельца, не имеют несмываемых бирок на ушах. Также подрядчики могут отловить четвероногих с бирками, если животные представляют угрозу. В таком случае животное будет доставлено в пункт передержки, чтобы пройти процедуры осмотра и освидетельствования.
— Планы-задания для подрядчиков формируются на основе жалоб горожан. Заявки поступают в службу 005 по телефону 223-85-05, а также по результатам специальных рейдов по территории Красноярска, в том числе Мининского, Солонцовского, Элитовского сельсоветов и посёлка Берёзовка. В течение суток подрядчик обязан отработать каждую поступившую заявку. Кроме того, необходимо выехать на место, при обнаружении четвероногих гуманно их отловить и доставить в пункт временного содержания, — рассказали в мэрии.
В течение 10 дней хвостатые находятся под присмотром. Если агрессивность не будет зафиксирована, животное стерилизуют, лечат, ставят прививку от бешенства и после карантина отпустить в среду обитания с биркой на ухе. Если окажется, что животное — «потеряшка», его могут вернуть хозяевам или передать человеку, готовому его забрать. Особь пометят биркой.