10616
Интервью

«Не нужны штрафы — нужно, чтобы все ехало». Транспортный эксперт — о выделенных полосах, пробках и реформе автобусов

Почему люди недовольны новыми полосами и что власти еще могут исправить

Перед Универсиадой в Красноярске запустили еще 17 выделенных полос под автобусы. Водители недовольны, а «маршрутки» все равно едут в одном ряду с машинами. На дорогах чехарда и пробки.
Транспортный эксперт Виталий Чеусов ответил «7 каналу» на наболевшие вопросы горожан: правы ли автобусы, которые едут по чужой полосе, разгрузится ли Коммунальный мост после запуска развязки на Волочаевской и что нужно, чтобы мы хотели ехать в общественном транспорте без пробок.
Интервью несущественно отредактировано для удобства чтения.

— Выделенные полосы появились своевременно? Может, автомобильные нужнее?

— Приоритет общественному транспорту надо было давать уже давно. Лучше сейчас, чем позже.

Я за то, чтобы общественный транспорт ехал независимо от личного, особенно на сложных участках. У него должен быть приоритет, чтобы не зависеть от потоков автомобилей.

— Почему автобусы выезжают на чужие полосы?

— У нас нет задачи жестко разделить дорогу: эта часть для автомобилей, эта для автобусов. Задача выделенных полос — чтобы автобус ехал там, где есть проблемы с движением. Ехал всегда, в любом случае. 

Не вижу никаких возражений, чтобы автобусы выезжали со своей полосы и ехали так, как им удобно — это не запрещено. Один автобус занимает на дороге места гораздо меньше, чем поток автомобилей, которые по той же дороге едут.

— Но водители в пробке видят, что полоса свободная, чувствуют себя обиженными и выезжают туда.

Есть очень хорошее выражение: «Вы не застряли в пробке, вы и есть пробка». Те, кто стоит в пробке, ее и создали.

Решить проблему можно одним способом — создание хорошего быстрого общественного транспорта, который не зависит от пробок. Тогда у людей есть альтернатива: стоять в машине в пробке или в автобусе и трамвае, но без заторов. Решить проблему увеличением дороги за счет тротуаров и деревьев не получится — многие пытались, но ни у кого не получилось.

— Водители выезжают на полосу и получают штраф 1500 рублей. Из-за жалоб на штрафы убрали часть «выделенки» на Железняка, потому что людям пришлось заезжать домой по выделенной полосе. Эти штрафы работают?

— Я не знаю, как именно работает система штрафования, не готов об этом говорить. Но из-за предоставления преимущества общественному транспорту, понятно, могут быть конфликты. Их нужно разбирать, индивидуально смотреть, что идет не так в каждом случае, переделывать и применять. Нужно мониторить, как люди едут, как работает система штрафов.

Нам важно не сделать систему штрафов, а чтобы транспорт просто ехал. Нельзя нарисовать полосу и думать, что все будет хорошо. К сожалению, так получается далеко не всегда.

— «УДИБ» говорит: через месяц откроется развязка на Волочаевской, машины поедут на Николаевский мост, там пустят выбранные нами автобусы, и дорога на Коммунальном разгрузится. Верите?

— Время покажет. Как показывает мировая практика, новые дороги приводят к увеличению числа автомобилей. В первом приближении, может быть, дороги разгрузятся, но нужно понимать, что через несколько лет, год или даже полгода все вернется на круги своя или будет еще хуже.

Единственный вариант, который во всем мировом сообществе нашли — развивать общественный транспорт. Быстрый, без пробок, стабильный, понятный, комфортный. Тогда даже если будет затор — будет нестрашно: сел в автобус и все равно доехал.

Но люди жалуются: они не хотят ехать в нынешних автобусах, даже без пробок.

 Я за то, чтобы людей никуда насильно не запихивать. Если есть разные виды транспорта и хочется, чтобы пользовались каким-то конкретным — нужен какой-то бонус.

Понятно, что ехать в переполненном автобусе людям не очень нравится, тем более когда автобусы стоят в тех же пробках. Нужен бонус, например: «я готов стоять в автобусе, если он будет ехать не 40 минут, а 20», условно. Если его не будет — люди будут пересаживаться, потому что автомобиль, конечно, комфортнее.

— Вот мэрия реформирует автобусы — убирает и соединяет маршруты, чертит выделенные полосы. Есть последовательные шаги или намеки на грамотную реформу общественного транспорта?

 Может, и есть. Но есть и другая проблема: эти планы не очень озвучиваются.

Например, выделили полосы на Коммунальном мосту. Пробки, люди недовольны массово… Но в основном недовольны те, кто едет на автомобилях. 

Если спросить тех, кто стоит в переполненном автобусе в 6 вечера и едет по Коммунальному мосту без пробки — как они относятся к этим полосам, — они будут их просто боготворить.

Людям нужно объяснять, зачем это нужно — наглядно, не знаю, инфографикой, статистикой: «Мы сделали специальную полосу, теперь автобусы едут на 20% быстрее, вместо трех часов — два часа». Или «средняя поездка сократилась с 40 минут до 30». Показывать, почему это происходит и зачем это все. Потому что в глазах автомобилиста это выглядит только издевательством: и так все стоит, еще хуже стало.

Нужен диалог: не только что «для Универсиады это сделано», а с какой целью. «Мы хотим такой-то результат, вам будет здорово, понравится» и так далее.

— Мэрия заявила, что готова убрать часть «выделенок» после Универсиады. Они пошли на попятную перед автомобилистами?

— Я не знаю, зачем это было сделано, но подозреваю, что в рамках организации игр есть определенные требования. [Да, говорят власти: полосы сделаны по регламенту Универсиады. — «7 канал».]

Но это делается не только для Универсиады, а для людей в первую очередь. Объяснять это надо с точки зрения тех, кто живет в городе. 

Если говорить им про Универсиаду, не будет ничего кроме раздражения от Универсиады. Надо объяснить, какие бонусы и выгоды это принесет жителям города. Универсиада дело десятое, про нее все забудут. А нам в городе жить.

Есть места, где эти полосы я не понимаю, зачем. Например, непонятно, зачем на четвертом мосту выделенная полоса, когда там никакого потока машин практически нет и автобусов пока не очень много. Если там уберут — ну, уберут и уберут. Если уберут на Коммунальном мосту — будет плохо.

Виталий, вы не одиноки: полоса, где ходит один автобус, удивила даже депутата

[Решение убирать ненужные полосы] вполне адекватно тому, чтобы обеспечивать движение общественного транспорта. Если его будут рассматривать с этой точки зрения — никаких проблем, если общественный транспорт будет ходить стабильно, без пробок. Главное, чтобы решение приняли не для повышения пропускной способности.

— А почему нельзя наращивать пропускную способность дорог?

— Можно. Вопрос — какая цель? Если цель запихать в город больше автомобилей — в принципе, это можно сделать. Вопрос в том, хотим ли мы видеть больше автомобилей в городе? Нравятся ли нам машины в центре города или во дворах, где запарковано все? Если мы сделаем больше дорог — мы увеличим пропускную способность, машин будет больше.

— В комментариях даже сожалеют о трамвае, который ходил по Коммунальному и Октябрьскому мостам. Реалистично ли его вернуть?

 Все реалистично при желании. Нет никаких особых проблем, чтобы трамвай ехал по мостам — технически это возможно.

Я думаю, что это нужно: трамвай — это хороший вид транспорта. К сожалению, не у нас в городе. Но вообще это то, на что сейчас ориентируются в других странах: он приходит вовремя, едет быстро, хорошая провозная способность.

На основе трамвая можно делать хорошую транспортную систему. Но, опять же, дело не в виде транспорта, а в организации — как сделана маршрутная сеть, как она работает, как организованы тарифы и пересадки.

Может, подойдет на будущее? Красноярец предложил свой вариант трамвайной сети на двух берегах

— Вот я полчаса стою в пробке на Коммунальном. Я потратил деньги на машину и бензин — мне их жалко. Как мне объяснить, что автобусные полосы — это добро?

 Пересесть в автобус и поехать на работу (смеется). Здесь нужно подходить не с точки зрения конкретного человека, который доволен или недоволен, а с точки зрения всего общества: мы все живем в одном городе. 

Общественный транспорт — это социально справедливый вид транспорта. Любой может им воспользоваться, сесть и доехать: в любом состоянии, любым здоровьем, в любом возрасте. На это нужно ориентироваться.

Потратить три миллиона на автомобиль может позволить не каждый. Поэтому в первую очередь общественный транспорт, автомобили — потом. 

Если не нравится, что на автомобиле пробки, должна быть альтернатива в виде общественного транспорта, который едет быстро и понятно. Нужно требовать в первую очередь хорошего общественного транспорта — это вопрос социальной справедливости.

Фото на превью: instagram.com/cheusov, видео: vk.com/ghest_krsk

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости