Пассажиры будут оплачивать поездку на терминале оплаты — валидаторе, который принимает транспортные, социальные и банковские карты. Оплата наличными у кондуктора поначалу останется — но при оплате картой, по плану, проезд будет дешевле.
Затем кондукторов уберут с рейсов — их хотят перевести в контролеры. Отлавливать «зайцев» на маршруте будут по-новому:
— Контролер заходит в автобус и своим прибором блокирует расчетную систему по всему автобусу. Потом проходит и смотрит, кто что оплатил. Если человек не оплатил и уже пытается оплатить — он этого сделать не сможет, естественно, будут наложены штрафные санкции, — описал систему глава дептранса.
Штрафы планируют утвердить в Заксобрании в этом году. Руководитель департамента отметил — уже есть несколько маршрутов, которые наполовину работают без кондукторов. Поэтому новая система не помешает мелким фирмам и не прогонит их с рынка.
Для справки: систему оплата проезда по картам в Красноярске планировал закупить «Красноярскавтотранс». В июле предприятие объявило торги на 43 млн рублей, но позже их отменило. Планируется, что тариф при оплате по картам будет такой же, как и при наличной, без скидок за пересадку. Но будут безлимитный и повременной тарифы.
Терминал оплаты в тестовом режиме запустили на автобусе маршрута №3. Он считывает только банковские карты, без транспортных и социальных. Перевозчик хочет договориться о сотрудничестве с «Красноярскавтотрансом», который отвечает за работу с краевыми транспортными картами.
Кроме льгот при безналичной оплате планируют ввести новые тарифы. Еще один льготный — скидка при пересадке в течение часа (уже есть такой же тариф в течение 45 минут), а также планы, которые зависят от числа поездок.
После 2021 года в городе хотят запустить единого оператора, который собирает деньги с пассажиров, выплачивает их перевозчикам и следит, чтобы автобусы ездили по расписанию и в хорошем состоянии. В противном случае фирмы ждут штрафы.
— У нас уйдут гонки, не будут гоняться за пассажиром перевозчики. Он будет ехать спокойно по расписанию, которое прописано в контракте. В контракте будет представлена цена, расписание.
Перевозчик, уже выходя на конкурс, будет понимать — если он будет выполнять расписание и контракт, он получит эти денежные средства. И на начальном этапе для себя решит: выгодно это или невыгодно, — считает Дмитрий Петров.
Если с каких-то маршрутов частники все-таки уйдут, их заменят муниципальные рейсы. Департамент также хочет попасть в федеральную программу строительства метро или «экологических видов транспорта».
Комплексную транспортную схему, которую уже требовал мэр Сергей Еремин, собираются разрабатывать вместе с СФУ и московским НИИ автомобильного транспорта. В нее хотят вписать пригороды Красноярска, включить перспективные виды транспорта — в том числе велосипеды, метро и электрички. Сеть маршрутов обещают сделать «оптимальной».
Новую систему разработали на основе мирового опыта — например, Парижа, Сан-Франциско и Берлина. Окончательно утвердить программу развития транспорта нужно в горсовете. Если это случится, начать менять транспорт планируют в следующем году.
До этого Еремин заявил — для общественного транспорта уже разработан новый фирменный стиль: логотип, внешнее и внутреннее оформление машин, единая форма для экипажей. В департаменте транспорта обещали дать информацию и предоставить эскизы позднее, в администрации пообещали уточнить, кто именно занимается проектом. Соответствующих торгов в базе госзакупок редакция «7 канала» не нашла.