В соцсетях развернулись баталии между красноярцами
о законности съемки ребенка в общественном транспорте. Многие высказались против, ведь якобы несовершеннолетних без согласия родителя не имеют права записывать на видео.
Юрист Андрей Примак дает пояснение. Нюансов много, но вести видеофиксацию ребенка — не является нарушением, незаконной считается публикация записи. Юрист отмечает, что сейчас практически весь автопарк оснащен видеокамерами. Кондукторы в качестве видеорегистратора могут использовать и телефон, и портативные регистраторы, наподобие «Дозор».
— Размещение изображения несовершеннолетнего, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», возможно только с согласия его родителей, либо иных законных представителей. Однако имеются и исключения, когда согласие родителей не требуется. Это возможно в следующих случаях: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за гонорар. В случае если изображение гражданина, полученное или используемое без его согласия, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Аналогичный способ защиты прав предусмотрен, когда изображение несовершеннолетнего ребенка получено, используется и распространяется в сети «Интернет» без согласия родителей (законных представителей). За нарушение вышеуказанных требований законодательства предусмотрена административная ответственность статьей 13.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа.
Юрист отмечает, что перевозчик может подать иск к родителям, чтобы взыскать стоимость проезда, но, учитывая его стоимость, это экономически станет необоснованным. Да и нужно еще найти родителей.
Уполномоченная по правам детей в Красноярском крае Ирина Мирошникова отмечает, что перевозчику главное не нарушить закон, ведь административный штраф будет больше, чем стоимость проезда.
Ирина Мирошникова, уполномоченная по правам детей в Красноярском крае:
— Законодательная инициатива по запрету высаживания ребенка из автобуса родилась, прежде всего, из-за инцидентов, когда работники общественного транспорта высаживали детей на мороз. Понимаю, что сейчас перевозчики столкнулись с такой проблемой, но тут необходимо изучить статистику. Одно дело, когда ребенок действительно забыл деньги или произошла какая-то ситуация, когда он не может оплатить, а другая — когда дети принципиально не платят за проезд и при этом еще ведут себя вызывающе.
Психолог Наталья Малашкина рассказывает, что-то, как ведут себя дети в автобусах, прежде всего, показывает поведение родителей.
— Такая ситуация затрагивает поведение ребенка в любом общественном месте. Вообще любое поведение идет из семьи. В данной ситуации — внутрисемейная политика, которая не предполагает воспитывать в ребенке нормы социального поведения.
Психолог уверена, взрослый для ребенка — пример во всем.
— Если в ребенка закладываются основы культуры, нормы поведения в социуме, уважительное отношение к старшим, понимания своего места и роли и так далее, эти дети, как правило, не демонстрируют хамское поведение. Ведь они своим поведением транслируют поведение семьи и позицию взрослых. Если взрослые уверены, что ребенка теперь не высадят из автобуса, то тогда зачем платить.
По мнению психолога, чтобы решить подобную проблему — необходимо подойти к ней серьезно и решать комплексно — работать с семьей и менять их установки, учителям работать в школе с детьми, а перевозчику ввести какую-то идентификационную систему.
В заложниках ситуации оказались перевозчики и работники автотранспортных предприятий. Дмитрий Долгушин, осуществляющий работу 5 и 80 автобусов, хочет защитить своих кондукторов. Он отметил, чтобы решить эту проблему, год назад собирались представители прокуратуры, транспортной инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних. И никто из них не смог сказать, как действовать перевозчику. При этом предприниматель несет убытки, ведь услуга по перевозке платная.
Все, с кем мы обсуждали проблему и пытались найти способ выхода из нее, пришли к нескольким разным решениям. Можно вызывать полицию и ребенка, который едет один в автобусе передать полиции. Можно ввести идентификационную систему, которая путем считывания карты будет отмечать, что ребенок не оплатил и передавать информацию для статистики перевозчику или департаменту городского хозяйства и транспорта напрямую. А еще можно департаменту городского хозяйства и транспорта ввести систему субсидирования перевозчику безбилетников, конечно, после предоставления количества детей.