— Там у нас уже часть стены обрушилась, если посмотреть, там уже оползни идут.
Народный глава Солнечного Максим Савченко знает все больные места родного микрорайона. Неформальным руководителем он стал после того, как в соцсетях создал группу микрорайона. Она быстро стала популярной, люди активно присылают туда фото разрушенных тротуаров и открытых люков. Проблем в Солнечном немало, признается Максим, и новый статус помог бы их решать быстрее.
— Если мы будем отдельным районом, то на нас будет выделяться отдельное финансирование и тратиться все будет в Солнечном. Ну и, соответственно, контроль, контролировать большой район сложно, а если Солнечный будет отдельным районом, то и власти будет проще его контролировать, — рассказывает Максим Савченко.
Но до уровня района по факту ещё далеко. Местами в Солнечном нет дорог, есть проблемы с детскими садами и школами. А вот морально жители к новому статусу готовы и уже давно.
— Солнечный — город машиностроителей. Это не опечатка и не мания величия местных жителей. В конце 70-х когда строили микрорайон, его задумывали как город-спутник Красноярска. Наподобие Сосновоборска. По расчетам здесь должны были поселиться 120 тысяч человек. Сейчас тут живут чуть меньше в 80, а в том же Сосновоборске для сравнения в 2 раза меньше.
Об отделении Солнечного от Советского района всерьёз задумались около года назад. В администрации даже появился специальный заместитель главы по Солнечному — это прецедент для Красноярска. Глава Советского, а в прошлом — руководитель Центрального района Дмитрий Дмитриев рассказывает, трудностей и правда хватает, и возникли они не сиюминутно.
— Начинали строить Солнечный вообще без оглядок на город, как хотелось, так и строилось. Поэтому мы с вами столкнулись с такой ситуацией, когда мы дороги не можем построить, потому что ряд земель в частной собственности, мы должны их выкупать, мы не можем нормально проложить сети ресурсоснабжения по той же причине, — рассказывает глава Советского района Дмитрий Дмитриев.
Саму инициативу отделения Дмитриев одобряет, говорит, даже видит несколько путей ее воплощения в жизнь. Но все они не быстрые. Начать процесс может мэр. Он должен выйти с законодательной инициативой к городским депутатам.
— Вопрос, конечно, непростой. С точки зрения мотивации все понятно, а с точки зрения решения этого вопроса, он упирается во-первых в устав города, который определил административно-территориальное деление города, во-вторых, законом края регламентируется это деление, — напоминает депутат горсовета Александр Дроздов.
По самым скромным подсчетам, на решение всех юридических вопросов с краевыми властями понадобится не меньше года. Но при формировании нового района придется выходить и на более сложный, федеральный уровень — чтобы на территории появились свои: суд, прокуратура и другие обязательные ведомства.