— Дом тридцать второго года выпуска…
Владимир Михайлович живет в этом доме уже 22 года. Он был главным энергетиком, работал на заводе. Должен был получить трехкомнатную квартиру, но по стечению обстоятельств досталась ему только комната в доме по адресу Маерчака, 43. Кстати, дом этот тоже строился для таких же рабочих. Вот только уже почти девяносто лет назад — в тридцать втором. Три года назад — в 2018 — его наконец-то признали аварийным.
- Решение было принято 20 декабря 18-го года, что его признали аварийным. Поставили на очередь на 34 год. Сказали: больше не бегайте, — говорит Владимир Рекуц.
Из-за такой беготни по судебным и другим инстанциям Владимира Михайловича хватил инсульт и он стал терять зрение. Сейчас он почти ничего не видит. Ему присвоили первую группу инвалидности. Жить в таких условиях и здоровому человеку страшно. Но расселять жильцов не торопятся. Их очередь, получается, наступит только через шестнадцать лет. А ведь дом буквально разваливается: совсем недавно в том, что тут называют туалетом, отвалился кусок камня прямо с потолка. Слава Богу, никого в тот момент рядом не было.
- Ну месяц назад. Ну примерно где-то так. Где-то так.
Те, кто могут съехать из опасного дома, уже сделали это. Но есть и такие, кто не может себе этого позволить. На первом этаже занята одна комната, на втором — три. Всего их в доме 15. Крыша в девяностолетнем доме уже давно превратилась в решето. По словам местных, её ремонтировали прошлым летом. Это не помогло.
- Крыша металлическая — ну с 32 года если металл — он сгнил просто-напросто. Там смотреть нечего. Ой, вернее некуда. Под крышу же не залезешь. Там как сито.
А ещё дом буквально уходит под землю. Проседает с каждым годом всё больше и больше. Из-за этого стены особенно на первом этаже покрываются плесенью. Есть даже дыры в несущих — видно улицу. Зимой из-за этого очень холодно.
- Вот сейчас вопрос: у меня один вопрос — может ли так быть, что очередь поставили через 16 лет?..
Cегодня Владимиру Михайловичу исполнилось 69 лет. Наверное, не единственное, но одно из самых заветных его желаний, это наконец-то жить в человеческих условиях. И желательно не ждать этого ещё шестнадцать лет.
В департаменте градостроительства пояснили: подвинуть дом в очереди на снос и расселение жильцов можно только, если будет сделано соответствующее заключение специальной экспертной комиссии. Если будет подтверждение, что строение угрожает жизни и здоровью его жителей, то его поставят под снос в первую очередь. Также жители могут обратиться в департамент Горхозйства, где им предоставят варианты временного размещения. Ну, а такие далёкие даты расселения — две тысячи тридцать четвертый год — указаны потому, что дом был признан аварийным после 2017 года. А дополнительных средств в региональном бюджете сейчас нет — они поступают из федерального.
- В действующую региональную программу по переселению он не попал. По той причине, что в программу, которая действует сейчас, попадают дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Поэтому был установлен примерный срок — 2034 год. Сроки могут меняться, если на федеральном уровне будет принята программа по переселению граждан из аварийного фонда, — говорит пресс-секретарь департамента градостроительства Красноярска Анастасия Волкова.