- Вот здесь рябины, здесь аллеи лиственниц. Дальше начинаются кустарники.
Александр ни один раз проходил по этим дорожкам и, наверно, с закрытыми глазами сможет рассказать, что и где находиться. Выходить ему сюда приходилось не только в научных целях, но и для уборки дендрария. Около 20 лет назад сад перестали финансировать. Теперь какой никакой, а порядок, поддерживается самими работниками Института леса.
- На балансе института только сами деревья. Поэтому проводить какие-то работы по уходу, в рамках бюджетного финансирования, мы не можем. Это будет нецелевое использование.
Но если одних заботит внешний вид дендрария, других не волнует даже его судьба. Красноярский научный центр подал иск в суд с требованием лишить красноярский дендрарий статуса особо охраняемой территории. Причем, не первый раз. История тянется с 2015 года, когда на месте дендрария решили построить дом для ученых. Жилье хотели возвести на спорном участке.
- То, что с правой стороны от нас - это, скажем так, официальный дендрарий, который общепризнан. Та часть, которая находится, она чуть меньше, с левой стороны от нас - это, скажем так, которая имеет другой кадастровый номер и не всеми признается как дендрарий, - рассказал заместитель директора Института леса по научной работе Александр Пименов.
На этой части долгое время было посадочное отделение. Там выращивали деревья и кустарники, а потом пересаживали их в так называемый официальный дендрарий. Здесь тоже разросся маленький кусочек нетронутого леса, со своей флорой и даже фауной.
- А вот это, как нам рассказали сотрудники института леса, беличьи следы. А еще здесь водятся соболя, лисы и очень много разных птиц.
Во время судов чаша правосудия склонялась то на сторону ученых, то на защитников дендрария. В конце концов, в 2021 году сад отнесли к особо охраняемой природной территории. Однако научный центр считает, что статус был присвоен неправильно в одностороннем порядке. Сейчас, как и несколько лет назад, красноярцы боятся, что от деревьев могут остаться одни пеньки, и любимый дендрарий исчезнет с карты города.
- Какие замечательные гербарии собирают наши дети для школ. То есть каждый школьник Красноярска обзавидуется детям «Академа», когда в гербарии есть листик и клена, и дуба, и вяза, - поделился Максим Миголь, житель Красноярска.
- Детям очень нравится, когда мы кидаем листья вверх и что-то кричит, мол деньги, деньги, они золотые! Это очень весело. Дети очень любят это место, - рассказала Наталья Майстришина, жительница Красноярска.
На сторону жителей и здравого смысла встали и городские депутаты. Как и 7 лет назад, когда часть территории перевели из зоны общественно-деловой застройки в зону рекреации.
- Мы наложили зону рекреации, когда принимали генеральный план города Красноярска. И, надеюсь, что ничего в этом смысле не изменится, какие бы попытки не были предприняты для этого. Это совершенно безосновательно и безответственно, - прокомментировала Наталья Фирюлина, председатель Красноярского городского Совета.
Ответчиком по новому делу станет министерство экологии.
- Позиция министерства однозначна. Мы против того, что зеленые зоны превращались в объекты строительства. Мы и ранее выступали с этой позицией и всячески будем поддерживать федеральных коллег в отстаивании ООПТ федерального значения, - рассказал Павел Борзых, министр экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Очередное заседание пройдет уже на следующей неделе, 17 февраля.