2845

Гуд бай, Америка

Требования к иностранным усыновителям ужесточились. Как это отразилось на детях?

Полный запрет на усыновление гражданами США, а также одинокими иностранцами из стран, где разрешены однополые браки, усиленный послеусыновительный контроль и возможность изъять ребенка из иностранной семьи. В 2013 году федеральное законодательство в сфере защиты прав детей сирот серьезно изменилось. Отдавать за рубеж детей стало сложней, а в российские семьи, наоборот - проще. Как все это повлияло на приемных родителей и стало ли их больше - в специальном репортаже выясняла Юлия Лебедева.

Вместо далекой Америки - крохотная сибирская деревушка, а вместо большого дома обычная изба. Теперь она - часть большой семьи Маховых, рядом любящие мама, папа и старшая сестра. Именно она, однажды увидела Лизу в базе данных детей-сирот и сразу предложила родителям забрать девочку домой. Но документы на неё уже оформили американские усыновители.

Каждый день без выходных в этой и еще пяти аналогичных школах по краю, потенциальным приемным родителям рассказывают обо всем, с чем они могут столкнуться, взяв ребенка на воспитание. По итогу, из группы в 30 человек, двое-трое решают, что не готовы к такому шагу. И это тоже результат. Устроить в семью можно, но главное, чтобы обратно не вернули. А таких случаев за прошлый год было семь.

Ольга Абросимова, руководитель красноярского краевого Центра развития семейных форм воспитания: «Надо понимать зачем ты берешь ребенка, чтоб человек осознал. Из группы в 30 человек 2-3 не готовы, это лучше, чем взять и вернуть потом».  

Маленькая новорожденная девочка, желательно блондинка, здоровая и с голубыми глазами - это самый частый образ того, кого ищут российские усыновители. Чем старше ребенок, тем меньше шансов найти семью. По статистике, на 4 тысячи детей сирот, лишь 5% в возрасте до трех лет, от 3 до 10 - 25% и 70% от 10 до 18. При этом, отсутствие инвалидности - не всегда отсутствие диагноза.
Американцам Лизу не отдали. Вступил в силу так называемый закон Димы Яковлева и суд отказал американцам в русской дочке. За это время семья Маховых уже смирилась и взяла под опеку другого малыша. Но как только узнали, что на Лизу больше претендентов нет, раздумывать не стали. Так в доме появилось сразу два ребенка.

Сергей Махов, опекун Лизы и Никиты: «Идешь домой с настроением, а друзья говорят, тебе хорошо, у тебя дети, а тут придешь и только телевизор и телевизор».

А вот Вове не повезло. С Лизой они не родственники, но его вместе с девочкой хотели забрать те же американские родители. Никого из россиян мальчик с проблемным здоровьем пока не заинтересовал. Прошел год. Вова все еще в доме ребенка. В соседней комнате спит Ира. Она тоже попала под запрет на усыновление в США, и также за год никто из россиян не захотел их взять даже под опеку. А еще Полина, Саша, Лиза, Маша - нет, их даже не успели предложить американцам, но именно американцы усыновляли самых невостребованных на родине.

Из двух тысяч воспитанников сосновоборского дома ребенка каждый второй нашел приемных родителей. Больше полутысячи иностранных. В 2013 случился наплыв россиян, говорит главврач Галина Космынина. Но, вот парадокс, усыновителей больше не стало, в основном опекуны. И бывает так, что врачи просто боятся отдавать своих подопечных. Многим малышам нужно постоянное медицинское сопровождение и коррекция, которые есть только в городах, но никак в глухих деревушках.

Галина Космынина, главный врач Сосновоборского дома ребенка: «Хотелось бы, чтобы родители серьезно относились. Когда начинаешь детально расспрашивать&hellip мотив другой, спрашивают: а сколько я буду получать? Мотив другой и это напрягает».

Крис Маккленен, усыновительница двух российских малышей: «Когда мы задумались об усыновлении, мой муж услышал передачу по радио о русских детях в приютах, о том, что они часто оказываются на улице. В США такие дети тоже под опекой, но системы приютов у нас нет. после этой передачи мы решили взять ребенка из России. у нас большая семья. У России особые условия усыновления, из нашего опыта, и еще мы хотим дать детям дом».

4 своих и двое приемных. Своих сыновей они нашли в разных детских домах красноярского края с разницей в год. Специально выучили русский. Тим и Бен сейчас любимцы всей семьи. От диагнозов не осталось и следа.

Лидия Соколова много лет помогала американцам усыновлять российских детей. Сейчас европейцам. Здоровых малышей за границу не отдают.

Лидия Соколова, специалист по иностранному усыновлению: «Многие дети потеряли шансы жить в хорошей семье. Даунята, их усыновляли только американцы, с ДЦП, тяжелые диагнозы».  

В Красноярском крае сейчас почти 4, 5 тысячи сирот. 80% из них - социальные, при живых родителях. Ежегодно порядка 2-х тысяч передают преимущественно под опеку или в приемные семьи. Усыновляют лишь порядка 200 детей в год, причем треть именно иностранцы.

 Татьяна Владимирова, главный специалист отдела по взаимодействию с муниципальными органами опеки и попечительства Министерства образования и науки Красноярского края: «Законодательством закреплено, что должен 13 месяцев находится в базе данных, если за это время никто не заинтересовался, тогда иностранцам, а раньше было семь месяцев».  

А еще ужесточили законодательство, послеусновительный контроль, запретили отдавать сирот иностранцам-одиночкам. И вот какая статистика, если в 2011 году усыновили 318 детей, то в 2013 - 219. На 100 ребятишек меньше, это как раз доля иностранного усыновления. То есть, 100 детей так и остались никому не нужными. 

PS. Во время подготовки материала к эфиру стало известно, что Вовой сейчас заинтересовались испанские родители. Ира, скорее всего, уедет в Туву.

Юлия Лебедева, Павел Иваницкий. 

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости