2375

Крестьянская доля

Остались без субсидии в разгар посевной. Краевые аграрии уверяют: региональное министерство не выплачивает одну из основных компенсаций - за приобретение техники

Остались без субсидии в разгар посевной. Краевые аграрии уверяют: региональное министерство не выплачивает одну из основных компенсаций - за приобретение техники. Причём происходит всё это в сезон, когда засеивать поля во многих районах начали раньше обычного. Когда чиновники собираются отдавать деньги? И собираются ли вообще? Об этом в специальном репортаже Светланы Овсянниковой "Крестьянская доля".

- Это линия розлива молока. Ее, кстати, много показывали в СМИ, только мы за неё и рубля не получили&hellip

Пастеризует, сохраняет всё полезное, разливает в бутылки. Фермер Владимир Углов показывает гордость своего хозяйства &ndash новый молочный цех. Эту линию купил в конце прошлого года. На неё, а ещё ремонт здания потратил 4 миллиона рублей. Владимир Демьянович посчитал: от краевых чиновников ещё в марте должен был получить почти миллион субсидий за технику. По закону, затраты на оборудование местное министерство должно компенсировать на 30 и даже 40 процентов. Только денег в хозяйстве не видели несколько лет. Говорит: вот и в этом сезоне чиновники работают по-прежнему стабильно.

Владимир Углов, председатель сельскохозяйственного кооператива «Солонцы»: «В первом квартале было обещано, и это Шорохов с большой трибуны обещал, что эти субсидии на технику будут выплачены! На сегодняшний день никакой выплаты не видать!»

Александр Походин, заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края: «Вы знаете, я сам на таком заявлении не присутствовал. Я вообще сомневаюсь, что министр мог такое сказать, сделать такое заявление».

В Министерстве сельского хозяйства удивляются: обещали выплатить субсидии на технику в начале года? Вряд ли такое было. Соглашаются: да, эта выплата одна из основных, и,по версии замминистра, последние лет десять такие компенсации фермеры края получают исправно, но есть и другие. Сегодня сельхозпроизводители бесплатно получают протравители, им дают субсидии на производство продукции, помогают выплачивать процентные ставки по кредитам и не только. Вообще, краевым аграриям грех жаловаться.

Александр Походин, заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края: «Помимо аграриев, при всём моём уважении к их труду, у нас есть ещё учителя, врачи, у нас есть ещё целый ряд серьёзных направлений, на которые нужны деньги».

Обрабатывают, сеют и собирают. В Емельяновском хозяйстве около сотни тракторов, комбайнов и зерносушек. Каждый год, рассказывает Александр Пилипенко, обновить получается только 10% техники. По-хорошему, нужно не меньше тридцати. Здесь, как в большинстве хозяйств края, многим машинам по 20-30 лет. В этом году собирались брать ещё один «Кировец». Стоит такой недёшево, почти 7 миллионов, зато лет пять работает без поломки. Правда, неделю назад, перед началом посевной, планы пришлось менять. Из Министерства сельского хозяйства пришло письмо. В нём чётко сказано: субсидий на технику в этом году ждать не стоит.

 Александр Пилипенко, директор по производству ООО «Емельяновское»: «Мы, конечно, не ожидали, мы были уверены, что помощь будет, а значит и займы у нас будут, и технику на них возьмем, а так вряд ли кто решится теперь брать. Больше того скажу, а ведь мы же уже заказы сделали».

Сегодня в Красноярске доля местного производителя в крупных торговых сетях невелика. Той же колбасы от краевых поставщиков на прилавках &ndash 60%. Молочных продуктов &ndash всего 35%. И скоро эти цифры будут ещё меньше. В декабре 2013 года, на конференции в Женеве, 153 страны-участницы подписали необходимые документы для вступления России в ВТО. Пока, как у всех новичков, у России есть переходный период. Основные принципы ВТО начнут действовать уже в 2017 году. Один из них - минимальная господдержка аграриев.

Вот, например, масло. Это из Дании. Рядом на полках лежит российское, и пока, честно говоря, нашего всё-таки больше. Но очевидно, через 5-10 лет рынок страны станет куда более открытым для импорта, а значит, чтобы повысить качество и стать более конкурентоспособными времени у наших аграриев остаётся всего-ничего».

Но, как повышать конкурентоспособность, когда денег нет на новый трактор, климат далеко не южный, и каждый год может оказаться не урожайным?

Молоко из хозяйства Владимира Углова стоит 45 рублей за литр. В крупных торговых сетях его не найти. Говорит, там большая наценка. В следующем сезоне Владимир Демьянович планирует расширять свою ферму. Главное, говорит, чтобы бурёнки не подвели. Чем лучше будут надои, тем больше шансов погасить миллионные кредиты, а то субсидий на технику за прошлый, как и за позапрошлый год, видимо, уже не дождаться.

Светлана Овсянникова, Павел Иваницкий, Сергей Раков

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости