9136

«Жизнь на вдохе». Серия 1

Чем приходится дышать горожанам, и куда обращаться, если запах на улицах становится невыносимым - ответы на эти вопросы в нашем новом спецпроекте

А вот режима «черного неба» в Красноярске, кстати, не ожидается, но за 9 месяцев этого года об этом явлении объявляли чаще, чем за весь прошлый год. В чем причина? Чем приходится дышать горожанам, и куда обращаться, если запах на улицах становится невыносимым - ответы на эти вопросы в нашем новом спецпроекте «Жизнь на вдохе». Прямо сейчас о том, что такое «режим неблагоприятных метеорологических условий», и в чем его польза.

Сероводород, бензол, формальдегид, аммиак... Это лишь малая толика того химического разнообразия, что есть в городском воздухе. В год количество вредных выбросов превышает 194 тысячи тонн. По 180 килограммов – на каждого красноярца.

Это вот траектории смещения воздушных масс на ближайшие двое суток, то есть, таким образом определяем, будет ли неблагоприятное направление ветра в ближайшие сутки.
– Будет?
– Нет, не будет.

Эта милая дама и есть тот самый человек, что принимает ответственное решение – ввести или нет в Красноярске режим «черного неба». Кстати, сами специалисты этой метафоры не любят. Говорят, их работа – как раз в том, чтобы небо оставалось все-таки голубым. Ну, по возможности.

Ольга Филатова, начальник Отдела информации и прогнозирования: «Мы должны учитывать устойчивость атмосферы, воздуха в приземном слое, сделать прогноз инверсии по городу Красноярску и штилевых или застойных явлений».

На рабочем столе – горы справок и данных для анализа. Эту важную информацию дополняет ежедневный прогноз синоптиков.

- Дождь, переходящий в снег, порывы ветра до 18 метров в секунду, в земледельческой зоне установление временного снежного покрова.

Собрав и проанализировав все сведения, к 14:00 обычно выносят вердикт. Режим неблагоприятных метеорологических условий за 9 месяцев этого года вводили чаще, чем за весь прошлый год. А если сравнивать с 2010, то цифра выросла больше чем вдвое!

2010 – 16,5;
2011 – 34,5;
2012 – 44;
2013 – 27;
2014 – 40;
2015 (9 месяцев) – 42,5.

Людмила Бакова, заместитель начальника ФГБУ "Среднесибирское УГМС: «Чем мы дышим? Да всем тем, чем вся Россия дышит. Во-первых, у нас очень много пыли. Это взвешенные вещества. Во-вторых, у нас город загрязнен формальдегидом, этилбензолом и бензопиреном. А эти вещества относятся к канцерогенным. Это очень опасные вещества».

На миллионный город – всего 8 постов центра мониторинга ГМС. Маловато. Отборы проб берутся по 16 загрязняющим веществам и 9 металлам. Вся картина дня – на сайте.

- Уровень загрязнения Красноярска очень высокий на протяжении многих лет, и мы входим в перечень городов с очень высоким уровнем загрязнения по России, нас оттуда никто не убирает.

На выходных уровень этилбензола был на пределе – по данным поста на Красномосковской. Но критичных превышений вредных веществ в атмосфере, уверяют эксперты, в последнее время нет. В том числе, именно благодаря режиму «черного неба», объясняет Наталья Шленская. Его введение обязывает предприятия сократить выбросы в атмосферу.

Наталья Шлёнская, начальник ЦМС: «32 предприятия краевого центра, которые согласно постановлению правительства края должны снижать выбросы в период НМУ, они реально это делают. Не снижают – или по крайней мере, у нас этой информации нет – это мелкие котельные, это частные шиномонтажки. Можно видеть, что НМУ объявлены, а наша экологическая культура такова, что мы на своих дачных участках жжем полиэтилен, в тот период, когда этого делать нельзя».

Кто портит наш воздух, куда обращаться горожанам, если на улице вонь, и эксклюзивные кадры новой передвижной лаборатории, которую купили за 16 миллионов рублей - в продолжении проекта.

- Два хроматографа: один определяет ароматические соединения, другой – предельные и непредельные углеводороды.

Татьяна Каминская, Дмитрий Комаров

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости