12298

«Обратная сторона солнца»: как староверы уживаются с общиной Виссариона. 6 серия

В селе Таяты на юге Красноярского края одно из самых причудливых соседств: половину населения составляют виссарионовцы, половину — староверы

Денис Денисов и Павел Иваницкий продолжают своё путешествие по следам Последнего Завета. Из Петропавловки они отправились в село Таяты, одно из самых старинных староверческих поселений Сибири. В новой серии проекта «Обратная сторона солнца» расскажем, как на одной земле уживаются старообрядцы и виссарионовцы.

Каратузский район. Село Таяты. Находится примерно в 30 километрах от Петропавловки — это если двигаться по реке, по дороге — около двухсот. Дальше ехать некуда.

Здесь процветает одно из самых причудливых соседств — половину населения составляют виссарионовцы, а вторую — староверы. В семье последних вырос и глава администрации. Рассказывает, что с приходом последователей в 90-е деревня разрослась почти в два раза.

Фёдор Иванов, глава сельской администрации села Таяты:
«Не возникало ни одного прецедента, даже могу сегодня говорить с уверенностью, что дружат и виссарионовцы со староверами, и староверы с виссарионовцами, и создают какие-то идиллии в плане работы, помогают друг другу. В общем, никаких проблем с этим нет».

Сниматься, а тем более говорить на камеру старообрядцы не желают — привычка. Таяты они построили полторы сотни лет назад. По преданию, здесь они скрывались от царских репрессий после того, как поддержали Наполеона. Отсюда и название: Таяты означает «тайные места». Здесь нет мобильной связи и интернета, но сегодня село процветает.

Этот колун Алексей Спринчан собрал самостоятельно. Дров ему нужно много. Для пихтоваренного производства. Он последователь, в Сибирь перебрался из Приднестровья, когда там начались вооружённые конфликты. Материал ему поставляют друзья-староверы.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«Бригады заготавливают. Они знают, что я занимаюсь пихтоваренным производством. Привозят то, что обычно даже бросают в тайге».

То, что обычно считают мусором, Алексей превращает в масла и экстракты, которые на ура расходятся на ярмарках. Скорей всего, вы уже даже видели Алексея за прилавком на каком-нибудь ремесленном фестивале в Красноярске. Некоторые технологии подсмотрел у сибиряков-предшественников — и добавил к ним молдавского колорита.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«И я подумал, почему бы не как в самогонном аппарате — так как мы с этим знакомы, я раньше жил в Приднестровье, справа, слева, везде бабушки гнали самогон, — у них говорили, что самогон самый лучший — тот, который небыстрый, небольшой температуры, медленно гонится».

Около десятка агрегатов ремесленник собрал сам. Парочку пересобрал из старых станков.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«Если один что-то догадался или придумал, это может быть достоянием кого-то, кто спит, и вдруг ему приснилось, и на самом деле эта информация уже есть».

В ход идёт пихтовая лапка, кедровый орех, чертополох, ягода и даже грецкий орех, который ему поставляют с юга страны.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«Для них никуда не идёт, а вот мы на этой веялке отвеиваем. И тогда эта крошка идеальная для масла — на своих уже прессах в Сибири делаем масло из грецкого ореха».

Косметические, медицинские, ароматические и пищевые составы чище и эффективнее известных у нас в крае аналогов. Это, к слову, доказано Красноярским технологическим университетом. Дело ему помогают вести друзья и семья.

Всего у Алексея, кстати, 6 детей. Трое уже взрослые. В Сибири живут 15 лет, пришли сюда вслед за Церковью последнего завета. Как сам он рассказывает, до этого долго находился в духовном поиске.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«Кто-то мне говорил из попов, что спасутся только православные. Есть такая статья. Для меня православная вера — всё классно, но когда говорят, что спасутся только православные, мне это как бы уже… а если человек родился где-то в тайге, в лесу или нечаянно там у Агафьи, тогда что? Он если не познакомился с православием, он что, уже изначально рождённый грешен?»

О своём выборе Алексей не жалеет. Он нашёл ремесло, которое лучше него не делает никто.

Алексей Спринчан, ремесленник:
«На сегодня не каюсь, потому что я возвращался в Приднестровье. Видел, что там происходит, мне четыре дня хватило, чтобы убежать обратно».

Основа местного микроклимата — взаимовыручка и уважение. На религиозные различия в Таятах уже много лет никто не обращает внимания.

Денис Денисов, Павел Иваницкий


Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости