21426

Заброшенная граффити-стена и еще 4 таинственных места на Татышеве

Смотрим на самый популярный остров Красноярска с другой стороны и вспоминаем его историю

Фестивали, велосипеды, тренажеры, пляжи. Гуляя по острову на выходных, сложно представить, что какие-то места самого популярного места Красноярска заброшены или просто забыты. Мы прогулялись по острову посреди Енисея и нашли 5 загадочных и забытых мест. А заодно подняли архивы и рассказали историю острова Татышев. Первую серию, о самых загадочных местах о. Отдыха, читайте по ссылке.

Нудистский пляж

Первым делом проверяем «дикий» пляж, о котором рассказывали разные источники. 9 лет назад велосипедисты сообщали, что на Татышеве загорает около 20 человек. В 2015-м очевидцы сняли место, где загорали голые мужчины — в нескольких метрах от вантового моста со стороны правого берега. Полиция проверила место, но нарушений не нашла (если бы люди загорали в открытую перед прохожими, это считалось бы мелким хулиганством).

Яндекс по первому запросу находит форум «нудистов России и СНГ». Там еще 5 лет назад дали другую локацию: «Через вантовый мост по асфальту до поворота. На повороте — тропинка прямо и до Енисея, беря немного влево. Там небольшое озеро и волейбольная площадка. На другом берегу — церковь, ТЦ». Это же место называют в группе красноярских нудистов «ВКонтакте». В июне даже приложили фото и подписали: «от пешеходного моста 20 минут хода». Такой вид открывается с пляжа на правый берег:

IMG_1270.jpg

Голых мужчин на острове замечал и другой работник «7 канала» — по его словам, 7-9 лет назад они играли в волейбол с натянутой сеткой, но не здесь, а дальше по берегу. Сейчас оба места пустуют — может, просто наступила осень.

IMG_1288.jpg

Иван Брамман, руководитель «Татышев-парка», пояснил: жалоба на нудистский пляж поступала только в 2015-м от полиции по видео очевидцев, и она не подтвердилась. Делать что-то специальное для голых на острове не будут — там общественное место: «Надо делать подобные вещи, если есть на них запрос от горожан, но в отдаленных местах. Мне сложно сказать — никогда этим не занимался».

Заброшенный мост из Зеленой Рощи

Все остальные заброшенные объекты находятся в восточной части острова. Чтобы дойти до переправы, нам понадобился примерно час — если считать от входа с Октябрьского моста.

IMG_1310.jpg

Историю моста в своем блоге рассказал фотограф Сергей Филинин. Переправу строили еще до Октябрьского моста, чтобы устроить на острове водозабор. По мосту ездила строительная техника, слишком массивные машины переправляли на баржах. После по мосту начали ездить горожане к озерам Татышева, на тракторах «Беларусь» свозили скошенное на острове сено, а рыбаки ловили хариуса и бросали ошметки икры на бетон.

H4X2olLwnfI (1).jpg

Мост постоянно разрушался во время паводков — опоры были не очень мощные и стояли слишком близко друг к другу. Между опорами застревал крупный мусор (например, смытые во время водосброса на ГЭС два дома), они потихоньку разбивались. Кто-то решил проехать на Татышев на автобусе ЛиАЗ — машина обрушилась вместе с плитой моста, пока доставали, снесли еще одну плиту. Добили мост паводки в 90-х, больше его уже не восстанавливали.  

0_868fa_b3ab509d_XXL.jpg

В 2013-м активисты собирали подписи, чтобы восстановить переправу, но им ответили — проще построить новую. Архитекторы спроектировали новый мост с изгибами, предназначенный только для пешеходов, велосипедистов и скейтбордистов. Его уже признали лучшим в Восточной Сибири, а город ищет инвесторов, чтобы все-таки построить переправу. А пока что по разрушенному мосту гуляют целыми семьями.

IMG_1312.jpg

* * *

Впервые о благоустройстве острова задумался князь аринского племени Татуш (в честь него остров и назван). Да, он активно «сотрудничал» с только что созданным красноярским острогом — отдал сына в заложники и согласился платить русским ясак, — но свои владения обустроил по-своему. Известно, что там «паслись огромные табуны редких скакунов, росли прекрасные сады, а шатры князя были устланы красивейшими коврами», вспоминала в очерке журнала «Открытое общество» Наталья Якубовская.

В 1915 году самоуправление города искало удобное место для переправы по Енисею. Зимой военнопленным поручили насыпать навозную дамбу от города до Татышева. Навоз и гальку сыпали на лед, ничем не укрепляя, и весной Енисей унес ее со льдом. А между островом и Красноярском с тех пор появлялся и рос гальчатый остров — часть дамбы все-таки осталась, создала затишье в течении реки и заставила Енисей откладывать гальку.

На это в декабре 1927-го обратил внимание читатель газеты «Красноярский рабочий», подписавшийся как Зодчий. Он предложил забить между отвалом и Татышевым 4 ряда свай через каждые два метра друг от друга в шахматном порядке. Пожалуй, это была первая идея по соединению острова с городом. Знаменитый вантовый мост начали строить спустя 70 лет и достроили в 1985 году.

«Между сваями закладывать таловый хворост с навозом и галькой. Водою к такой дамбе нанесет разного хлама и отложит его и гальку по другую сторону дамбы <…> О побочных выгодах — русло Енисея сузится… жители города получат легкий доступ на Татышев остров, где смогут отдыхать в выходные дни, открыть там строительство и огороды, а люди, арендующие на нем сенокосы, не будут маяться с перевозкой сена в лодках», — пересказывала идею Зодчего газета.

В начале 1980-х «Гражданпроект» по инициативе главы края Павла Федирко разрабатывал проект «нового центра Красноярска», вспоминает архитектор и профессор СФУ Валерий Крушлинский. По плану института, где он работал, в «новый центр» должно было войти 22 микрорайона от Покровки до Зеленой Рощи. Тогда уже начали строить Октябрьский мост, но на самом острове не было ничего, кроме огромных тополей.

«Все ратовали, чтобы ничего лишнего не делать, потому что не хотелось повторять пример острова Отдыха — два объекта поставили, а все остальное бесхозное», — рассказывает архитектор.

Но на одной из «презентаций» нового района Павел Стефанович спросил: «Ребята, вот мы делаем новый центр. Крупнейший делаем жилой район. А где люди будут отдыхать?», — вспоминает Валерий Крушлинский. В проекте уже были «зеленые диаметры», дворцово-парковые ансамбли, Дом Советов (на его месте сейчас строится ледовая арена), дома творческих профессий, оперный театр. Но пришлось проектировать и остров.

Главной задумкой архитекторов стал гидропарк — ручей с большими водоемами, вдоль которых хотели сделать пляж, «спортивные» дороги и аллеи. «Почему гидропарк? Потому что люди купаться в Енисее не хотят при низкой температуре воды, кроме моржей». Воду предполагалось запустить через шлюзы. Похожие лагуны сделали сейчас на входе с вантового моста, говорит архитектор. Из этого проекта практически ничего не было реализовано.

«Поляны» с цветами и камнями

Находятся рядом с заброшенным мостом. Пресс-секретарь Анастасия Шахматова говорит — летом на поляне «очень красиво» цвели цветы, похожие на белые кувшинки. Сейчас, предполагает, уже «не сезон».

IMG_1316.jpg

Неподалеку от моста мы заметили еще одно место, похожее на поляну — только там лежали камни.

IMG_1315.jpg

* * *

В 90-х на острове ничего не делали, вспоминает г-н Крушлинский. Активно благоустраивать остров начали в 2004-м. Тогда Татышев больше напоминал «колхозное поле», где стреляли и находили трупы. На острове предлагали построить жилой микрорайон, но в итоге решили сделать «лучший парк города и мира» — так его описывал сам глава города Петр Пимашков.

Мэр вместе с ветеранами высадил первую яблоневую аллею (позже в ней с высоты прочитали имя «ПЕТР») и пообещал много нового — фруктовые сады с экзотическими растениями, дендрарий, пляжную зону с аквапарком и лодочными станциями. Парку выбрали сразу три названия — парк Изумрудный, «Городские сады» и «Енисейские поля».

Спустя три месяца возмутились геологи, экологи и коммунальщики: на острове слишком влажно, близко грунтовые воды, высадить экзотику невозможно. К тому же Татышев лишится водозабора, а город — крупнейшего источника воды. «Большой бизнес наступает на мэра», — объясняли мотивацию главы города ученые. Главную аллею парка все-таки успели засеять елками, кедрами и лиственницами губернатор, мэр и другие чиновники (сами они ее назвали Губернской). А затем идея забылась. Названия тоже. 

К 2006 году остров использовали в основном как автодром для начинающих водителей. Но с этого же года на острове начали проводить забеги «Стартуют все» и другие занятия. Затем открыли специальную дирекцию спортивных мероприятий, а с 2008-го сам остров официально начали делать спортивным: запретили проезд машинам, сделали парковки, первые велодорожки, с 2010-го — обустраивать площадки для игровых видов спорта, заливать зимний каток и насыпать лыжные трассы.

Восточный берег

Рассказывают — на восточном краю острова водятся утки, его же облюбовали рыбаки. Уток мы заметили еще раньше, у брошенного моста, а на берегу к нашему приходу находилась пожилая семья с детьми.

IMG_1321.jpg

И еще — всю дорогу от Октябрьского моста до этого берега по восточной стороне попадаются фрагменты трассы военно-патриотической «Гонки героев». 10-километровую полосу препятствий мы преодолевали еще летом. Сейчас все эти объекты тоже кажутся немного брошенными.

IMG_1314.jpg

* * *

В 2012 году Татышеву перепридумали концепцию — теперь это парк. Остров поделили на 5 зон: археологического наследия (водозаборы), всем известную центральную у Октябрьского моста, зону пешеходного моста, западных и восточных лесов. На западе — сады и места тихого отдыха; восточную часть отдавали под спортплощадки, гольф-поле и скалодром. Тихие места для рыбалки тоже сохранили.

Земли острова тоже передали Красспорту и «Дирекции СММ». Первыми взбунтовались велопрокатчики — по их словам, спортивное управление не давало работать, отказало в разрешениях, таскало и растаскивало их оборудование. Через год разгорелись споры по поводу гольф-клуба: гольфисты попросили у острова 50 гектаров земли, а депутаты и общественники оказались против. В дирекции «7 каналу» пояснили — на проект ищут новых инвесторов.

Потом выяснилось, что каскад озер на западной стороне благоустраивается очень медленно — нужно было отрегулировать уровень воды в озерах, расчистить дно одного из них и запустить рыбу. Денег не было, и каскад отложили. Проект в Красспорте оценили в сотни миллионов рублей, а деньги, которые шли на остров ежегодно — в 50 млн.

К 2017-му на Татышев перенесли главную городскую елку с Театральной — площадь в центре города уже не вмещала всех желающих, говорили в мэрии. Новый ледовый городок раскритиковали красноярцы, а депутат горсовета получил травму на одной из горок. Тем не менее, елка снова откроется на Татышеве.

Граффити-стена водозабора

Ее мы заметили уже вечером, на выходе с восточной стороны острова. Длинную бетонную стену водозабора облюбовали граффитисты — там есть и стандартные «тэги», и забавные картинки, но все они яркие. С востока место, откуда забирают воду для Советского района, огорожено простым забором.

2017-10-29 17-20-33.jpg

Сам водозабор, из-за которого Пимашкову не дали построить экзотический сад, построили в 1983 году с запасом прочности 25 лет. В декабре 2007-го, когда срок уже подходил, изношенный подземный трубопровод лопнул прямо на дне Енисея, оставив жителей Советского района практически без воды. Пришлось срочно строить дамбу и осушать протоку на Стрелке. Убрали перекрытие только летом, когда прошел пик паводков.  А трубы поставили новые — уже с гарантией на 50 лет.

Сейчас руководство Татышева строит новые планы. У пешеходного моста запланировали визит-центр с кафе и сувенирами, место для солнечных ванн с прокатом лодок и катамаранов, сноу-вейк-парк (там можно выполнять трюки с доской на воде, а зимой имитировать катание на сноуборде). В восточной части решили продлить пешеходные и велодорожки, поставить новые точки проката, тренажеры и игровые площадки, а также аллею национальной кухни (праздники разных народов проводят на острове еще с 2003-го). В летнее время, по планам, хотят даже запустить речные трамваи от ТЦ «Красноярье».

Но, поясняет пресс-секретарь Анастасия Шахматова, все проекты будут делать постепенно — как только найдут инвесторов. 

Карта таинственных мест Татышева

Фото: Кирилл Непомнящий / «7 канал», Герман Руднев / «7 канал» (пункт 5), Артем Николаевич (превью), Сергей Филинин / feelek.livejournal.com (разрушенные опоры моста в пункте 2), «Исторический Красноярск» / vk.com (черно-белые фото, кроме строительства моста), архив Красноярского края (строительство вантового моста)

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости