10378

Подрядчики по отлову собак. Что с ними не так?

О том, почему власти и подрядчики не могут справиться с бездомными животными

Недавно прокуратура Октябрьского района выявила нарушения в работе по отлову безнадзорных животных. Заказчик — Управление дорог и благоустройства — заключил 5 договоров с одним и тем же подрядчиком. Так как, по сути, они являются единой раздробленной сделкой – УДИБ нарушил федеральный закон о закупках. Есть нарушения и в самой процедуре отлова: не все заявки доходили до подрядчика.

Красноярцы уже давно жалуются на бродячих собак. Повсюду в городе можно встретить стаи животных, а в новостях часто мелькают сообщения о нападениях.

 xJYlosyDF5Y.jpg  XFlftgcCXXg.jpg

Большая стая живёт на улице  Судостроительная в районе остановки «Школа» и своим присутствием пугает горожан. Родители боятся отпускать детей в школу. В прошлом месяце в ЖК «Орбита» бездомные собаки напали на девушку. До этого в «Троя Парке» бродячие собаки растерзали животных из контактного зоопарка.

 Бродячие собаки 2.jpg  Бродячие собаки 3.jpg
В июле депутаты озвучили статистику: в неделю поступает по 150 заявок на агрессивных собак.

В прошлом году аграрный университет насчитал в Красноярске около 10 000 бездомных собак. Цифры примерные — до головы их, конечно, никто не пересчитывает. При этом мэрия ежегодно выделяет деньги на отлов. Однако из года в год ситуация в городе примерно одна и та же. Сейчас у «Управления дорог, инфраструктуры и благоустройства» при департаменте городского хозяйства три контракта на отлов животных на общую сумму 6 млн рублей.

По какой-то причине, несмотря на миллионные вливания, бродячих собак, кажется, не становится меньше. Напрашивается вывод, что  действующая система неэффективна.

За годы работы эта сфера заработала себе плохую репутацию. Красноярские подрядчики по отлову один за другим становятся участниками различных скандалов.

Громкие истории начались еще в 2015 году. Тогдашнего подрядчика Виктора Версяцкаса обвинили в живодёрстве: щенков в его передержке подвешивали к клеткам за задние лапы. Собак не отлавливали, а просто убивали на месте. И на это мэрия выделила из бюджета почти 10 миллионов рублей.

Сам Версяцкас отрицал жестокое обращение, а в департаменте городского хозяйства заявляли, что его регулярно проверяют, и нареканий нет.

Несмотря на скандалы, в том же году мэрия повторно заключила с ним договор на 800 тыс. рублей. Контракт заключили в середине декабря 2015 года, предполагалось, что на эти деньги до конца года (за 2 недели) нужно отловить 317 собак.

В следующем  году мэрия продолжила сотрудничество с Версяцкасом и заключила договор на 9 миллионов рублей.  За эти деньги он должен был за год отловить 5 тысяч бездомных собак: 4 тысячи из них должны были усыпить, остальных – прооперировать, чипировать и выпустить на волю. 

Тогда прокуратура Красноярска запретила усыплять больных бродячих животных. Она постановила, что администрация необоснованно приняла решение об эвтаназии безнадзорных собак и признала, что средства расходовались незаконно.

Только за эти три года фирма Версяцкаса отработала с мэрией контрактов более чем на 20 миллионов рублей.

Сейчас он работает подрядчиком по отлову в Минусинске. Недавно его поймали в Абакане с трупами собак и пневматической винтовкой в багажнике. Активисты-зоозащитники даже создали петицию против него на портале change.org.

В 2017 году мэрия, наконец, выбрала нового подрядчика – «Белку и Стрелку». Но и эта организация несколько раз засветилась в крупных скандалах.

Её штрафовали за антисанитарию в приюте, обвиняли в продаже животных и в отлове щенков вместо взрослых псов для выполнения плана. Рабочая группа по контролю подрядчика регулярно отмечала нарушения.

Впрочем, сама «Белка и Стрелка»  хотела расторгнуть договор с мэрией. Выделяемых по контракту 1,5 миллионов не хватало, и организация не справлялась.

В конце концов, бывший сотрудник приюта рассказал о процветающем в организации живодёрстве.  А мэрия потребовала вернуть 280 тыс. рублей за некачественные работы.

В том же году контракт на 2 миллиона рублей получила ООО «Леанта». Тут тоже не обошлось без странностей. Согласно базе ЕГРЮЛ, компания не специализировалась на отлове животных. Тогда в компании нам пояснили, что найдут субподрядчика для выполнения работ.

Какой смысл в договоре с такой компанией — неизвестно.  Но, тем не менее, сотрудничество мэрии с «Леантой» продлилось до конца 2018 года. Меньше, чем за 2 года, компания получила 4 миллиона рублей.

— Кто выигрывает, с тем мы и работаем, — так нам пояснили принцип аукциона на подряд в департаменте городского хозяйства.

В 2018 году мэрия впервые начала сотрудничать с «Бездомным псом» и заключила контракт на 3,2 миллионов рублей. На освоение средств у организации было около полугода.

Сейчас у УДИБ три контракта на общую сумму 6 миллионов рублей. В феврале 2019 года мэрия заключила договор на 2,5 миллионов с уже знакомой организацией  «Бездомный пёс».  По нему за год нужно отловить 642 собаки.

Позднее мэрия решила заключить второй контракт с этой же фирмой на 3 миллионов за 645 собак. Разница в контрактах — в  500 тысяч рублей и в 3 собаки.

Итого за 2 месяца чиновники «заказали» у БП отлов собак на сумму 5,5 миллионов рублей. И это — не единственный подрядчик.

В июне этого года УДИБ снова провёл конкурс на отлов животных, на этот раз на скромные для этой сферы 500 тысяч рублей. Согласно техническому заданию этих денег должно хватить на  отлов 98 собак. Выиграло ООО «Сибирь», занимающиеся торговлей древесным сырьем и необработанными лесоматериалами. Что это за организация и как она собирается работать — в департаменте нам не смогли пояснить.

Отметим, что цифры из технического задания не ставят перед подрядчиком обязательств по количеству пойманных животных, а существуют для расчёта суммы контракта. 

- Плановые показатели заложить невозможно, у нас нет плановых отловов. Если отловили собаку и у неё есть показания к эвтаназии, то из средств, которые выделены на это в рамках контракта,  вычитается сумма на эту собаку. Это расчётные показатели, чтобы рассчитать стоимость контракта, - так пояснили нам функцию технического задания в департаменте городского хозяйства

Директор «Бездомного пса» Светлана Анохина рассказала, что подряд они взяли ради спасения животных.  

- Мы - зоозащитники, мы не хотим, чтобы собак убивали. Мы на этом не зарабатываем, - говорит Анохина.

По её словам, госконтракты не покрывают расходов, и организация работает себе в убыток

- Мне повезло, что я работаю в медицине, и мне помогают больницы города с расходными материалами, мне помогают фирмы, которые с хорошей скидкой предоставляют те же салфетки, - рассказала Светлана Анохина.

Помимо государственных подрядов, «Бездомный пёс» занимается и другой деятельностью. Например, льготной стерилизацией животных по себестоимости.

В Департаменте городского хозяйства нам сказали, что «Бездомный пёс» ловит в среднем 20 – 70 собак. Светлана Анохина же назвала другие цифры: около  100 -120. Это в любом случае не больше 2-4 в день – это по самым оптимистичным подсчётам 10 - 12% бродячих животных города. Даже в теории этого слишком мало, чтобы остановить прирост и тем более, чтобы очистить улицы от опасных животных.

В «Бездомном псе», правда, считают, что собак в городе намного меньше. Всего около 3000 - 5000, а аграрный университет некорректно произвёл расчёт. Но даже если так – контракты 2019 года рассчитаны примерно на треть от этого числа. А на отлов и стерилизацию большей части животных средств не предусматривается, соответственно они могут благополучно плодиться дальше.

То есть даже в теории выделяемые средства тратятся впустую. Да и в департаменте городского хозяйства признают, что из года в год ситуация не становится лучше.

Итак, на протяжении нескольких лет отловом собак на государственные деньги занимаются подрядчики, к работе которых возникает множество вопросов. Зоозащитники возмущаются методами их работы, их обвиняют в банальной некомпетентности, подлогах, контролирующие органы находят нарушения, а уполномоченные ведомства и простые граждане просто не видят никаких результатов.

Помимо засилья бездомных животных на улицах города и опасности для красноярцев назревает другая проблема.  Вместо гуманной эвтаназии, поиска хозяев и постепенного снижения количества животных на улицах мы получаем самосуд и живодёрство.

Ранее мы освещали такие истории. 21 февраля, красноярцы нашли убитую ядовитым дротиком собаку недалеко от железнодорожной больницы. 18 февраля волонтеры обнаружили сразу семь мертвых собак. Они уверены, что животных отравили. В августе прошлого года неизвестные разбросали приманки с иглами для собак в Советском районе. А в начале апреля жуткие кадры с повешенной на проволоке собакой опубликовали зоозащитники.

Животных травят, расстреливают и забивают. Страдают при этом собаки без разбора: кто был опасен, кто не был и даже домашние любимцы, которым не повезло найти на прогулке приманку.

Что же город имеет на данный момент? Многомиллионные траты государственных средств в никуда, сферу услуг, где почти ко всем есть претензии разного характера, страдающих от бездомных собак горожан, опасность для здоровья и жизни людей и формирующиеся движение ненавистников животных.

Зоозащитник Юрий Раилко считает, что проблема заключается в том, что финансовые вливания направлены на следствие, а не на причины появления безнадзорных животных:

- Приток-то никто не останавливает, это как черпание воды из колодца

Именно поэтому ситуация из года в год примерно одна и та же.

- Начинать с причины надо, а не со следствия, только дураки борются со следствием. Ну у нас в общем, то действительно, наверное одни дураки сидят, - комментирует меры чиновников Раилко

Для того, чтобы в корне решить проблему бродячих животных, необходимо провести целый комплекс мер.

- Регистрация животных должна быть, единая база, чипирование, наказание за выбрасывание животных и за разведение должна быть лицензия у заводчика, он должен платить налоги. И хороший муниципальный приют. Вот две вещи, которые должны быть сделаны. Если этого не будет проблема не решится. Какой бы подрядчик золотой не был, - считает Раилко.

И зоозащитники, и законотворцы и простые люди уже много лет говорят о необходимости изменений в системе контроля популяции бездомных собак в городе. Но почему-то или никаких решений не принимается вообще или принимаются наименее эффективные. 

Фото:«7 канал»

Нашли ошибку в новости? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщите свою новость

Последние новости